Дарья Гревцова, заместитель директора Института политических исследований
Визит президента Азербайджана Ильхама Алиева во Францию можно назвать удачным.
Во-первых, встреча состоялась после визита президента Армении Сержа Саргсяна, а значит, последнее слово в переговорах по Нагорному Карабаху осталось за азербайджанским лидером Ильхамом Алиевым.
Во-вторых, Франсуа Олланд подчеркнул, что статус-кво в Нагорном Карабахе неприемлем, и необходимо возобновлять переговоры. Как сопредседатель Минской группы ОБСЕ он готов осуществлять посреднические усилия, основанные на принципах территориальной целостности и самоопределения, а также избегания вооруженного конфликта.
Соответственно, по сути, Франция соглашается с продвижением Россией реализации так называемой Казанской формулы, которая базируется на Мадридских принципах.
Но для решения проблемы от Парижа нужна не пассивная поддержка, а подталкивание Еревана согласиться на компромисс, чего Франция пока не делала. Свою роль в этом она переадресовывала России.
Возможно, Олланд боится потерять поддержку влиятельной армянской диаспоры во Франции, возможно он считает, что этот вопрос не столь значим для него и его должны решать другие.
Но время работает против Еревана и его скрытого желания оставить все как есть. Во время следующей встречи страны-сопредседатели МГ ОБСЕ должны будут твердо поставить вопрос о необходимости прийти к компромиссу.
Все понимают, что территории Нагорного Карабаха принадлежат Азербайджану, и в случае, когда мирный путь не приносит результатов, Азербайджан может военным путем подтолкнуть Армению сесть за стол переговоров. Поэтому президент Алиев, скорее всего, предложил Олланду занять более активную позицию в урегулировании карабахской проблемы.
В-третьих, для Азербайджана важно сотрудничество с Европой и в экономическом плане. Встречи на высшем уровне в Париже с руководителями отдельных кампаний помогли довести до французских предпринимателей и инвесторов информацию о благоприятном экономическом климате в Азербайджане, о крупных проектах и выгоде совместного сотрудничества.
В-четвертых, можно предположить, что в ходе визита президент Алиев, известный своей миротворческой миссией в российско-турецких отношениях, попытался уменьшить напряженность, которая возникла в последнее время между братской Турцией и рядом других европейских государств.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.