БАКУ, 9 мар — Sputnik. Происходящий в эти дни обмен визитами, включая визита президента Азербайджана в Иран и Пакистан, а также главы МИД АР в Россию, имеет свое логическое начало, сказал российской политолог Олег Кузнецов.
Об этом он заявил в ходе 51-го заседания клуба политологов "Южный Кавказ" на тему "Ситуация в регионе сквозь призму визитов президента Азербайджана Ильхама Алиева в Исламабад и Тегеран", которое состоялось в мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан.
На мероприятии присутствовали азербайджанские политологи Тофик Аббасов и Арзу Нагиев, российский политолог Олег Кузнецов, модератором выступил Ильгар Велизаде.
По словам Кузнецова, это логическое начало было положено "референдумом" на оккупированных территориях Азербайджана, по итогам которого так называемая "нагорно-карабахская республика" была переименована в "Арцах".
"То есть, оккупационный режим провел своего рода ребрендинг своего некоего квазигосударства. И это имеет очень серьезные политические последствия", — считает он.
Всем понятно, заметил политолог, что обсуждать некое "арцахское урегулирование" официальный Баку уже никогда не будет. Тем самым, и оккупационный режим Нагорного Карабаха, и фактически оккупационные власти армян на этой территории — они максимально сузили, если не превратили в точку, то пространство, на котором был возможен поиск каких-то политических компромиссов и достижения договоренностей.
Теперь Баку, по мнению эксперта, фактически поставлен перед выбором, можно даже сказать, что ему объявлен ультиматум — или признание того, что уже есть, то есть, фактически признание "Арцаха" и, как минимум, признание второго армянского государства на территории Южного Кавказа, или война.
То, что этот референдум состоялся и состоялся на конкретные деньги Агентства США по международному развитию (USAID), говорит о том, что регион Южного Кавказа является жизненно важным для многих центров силы на политической карте мира и на самом деле не только одна Москва ответственна за ситуацию в Нагорном Карабахе, считает Кузнецов.
Он напомнил, что есть еще Вашингтон, который проводит более активную политику в отношении Армении, чем Москва.
"Почему — потому что Россия каким-то образом поддерживает политические элиты в этой стране, тогда как Вашингтон и его союзники по НАТО организуют воздействие на массы, то есть, работают с населением", — сказал Кузнецов.
Эксперт отметил, что политическую элиту в таком эмоционально нестабильном государстве, как Армения, достаточно легко в результате цветной революции свергнуть. И тогда вектор политики Армении от пророссийской резко повернется к проамериканской.
А это, по его мнению, повлечет за собой реальное изменение ситуации на Южном Кавказе. Именно поэтому после того как состоялся референдум начался всплеск внешнеполитической активности — начали разъезжать министры Армении и Азербайджана, началась подготовка визитов первых лиц этих государств, считает политолог.
По словам Кузнецова, дипломаты сегодня не знают, как реагировать на произошедший референдум, так как объект достижения договоренностей оказался исчерпан и на Южном Кавказе появилась новая реальность.
"И эта новая реальность опрокидывает и политику России, и политику Минской группы ОБСЕ. Поэтому все, с одной стороны, находятся в недоумении, а с другой — ищут союзников в изменившейся принципиально конфигурации отношений", — сказал он.
Ожидать стоит дальнейшей поляризации сторон, которые так или иначе влияют на карабахский конфликт. В первую очередь, стоит ожидать изменение отношения России и к Азербайджану, и к Армении. Далее — следует ожидать более жесткого давления со стороны США на Азербайджан и Армению, заключил Кузнецов.
В свою очередь, Аббасов отметил, что каких-то кардинальных разломов в целом не произошло: ситуация осталась, какой и была, она напряженная, очень близка к взрывоопасной.
Что же касается референдума в Нагорном Карабахе, то, по словам политолога, пусть армяне как угодно назовут эту никем непризнанную республику, для Азербайджана это ничего не меняет. Эта проблема ждет своего разрешения.
"А то, что происходит вокруг: декларации, консультации, встреча в Баку российского и американского генералов — это все зондаж", — подчеркнул он.
Наверное, отметил Аббасов, скорее всего, война в Карабахе неизбежна: "Но что может поменяться? Давайте сфокусируем внимание на последнем визите президента Армении в Париж".
По словам эксперта, армянский лидер накануне дал интервью агентству France Presse, там основные императивы — Азербайджан чуть ли не идет на Армению войной и Россия виновата в том, что Азербайджан вооружается.
То есть, отметил политолог, фактически, официальный Ереван пытается сменить "лошадей на переправе". Идет активация прозападного вектора.
Аббасов подчеркнул, что не исключает того, что ожидаемая всеми нами военная эскалация, у истоков которой стоит Ереван, Азербайджаном будет принята как вызов и действия, которые возможны в зоне конфликта, будут более объемными, более кровопролитными, с применением широкого арсенала вооружения.
Выступивший следом Нагиев подчеркнул, что в настоящее время сложилась очень сложная ситуация — это "запах пороха и большой войны".
Конечно, отметил он, крупномасштабной войны главные акторы региона не допустят. При этом он напомнил, что, скоро, а именно второго апреля, ожидаются парламентские выборы в Армении и накал страстей находится на самом высоком уровне.
По словам политолога, сегодня в Европе президент Армении старается добиться подготовки ассоциативного соглашения с ЕС. И армянская сторона всеми способами пытается добиться включения в это соглашения пункта о праве нации на самоопределение.
"Этого Азербайджан ни в коем случае не должен допустить. Потому что в первую очередь это касается суверенитета Азербайджана", — сказал он.
Кроме этого, отметил эксперт, пока непонятно, позволит ли Россия Армении подписать это соглашение, или же — может быть — этот шаг между ними уже согласован.
По мнению Нагиева, главные акторы на Южном Кавказе позволят большой войне прийти в этот регион, так как здесь сосредоточены нефтяные и газовые коридоры, разрушать которые никто не согласится. Но явно и то, что иначе как военным путем решить карабахский конфликт никак не удастся, заключил политолог.