Сегодня исполнилось бы 115 лет одному из самых знаковых кинорежиссеров советской эпохи. Он известен не только своими фильмами, каждый из которых становился событием в кинематографии страны, но и тем, что был чиновником от кино, одним из создателей Союза кинематографистов СССР. Он являлся одним из самых любимых режиссеров Иосифа Сталина, который высоко ставил организаторские способности и талант мэтра кинематографа страны.
Иван Александрович Пырьев. Совсем недавно поклонники кино простились с великим актером Владимиром Михайловичем Зельдиным, сыгравшим свою первую роль (которая сделала его знаменитым) именно в фильме режиссера Пырьева "Свинарка и пастух". До того, как снять этот фильм, Пырьев уже обрел всесоюзную известность, однако, путь к славе у режиссера был весьма тяжел.
Будущий великий режиссер и всесильный функционер родился 15 ноября 1901 года в селе Камень-на-Оби, на Алтае. Получал воспитание в старообрядческой семье и с детства был приучен к тяжелому труду. После долгих переездов и мытарств в конце 1915 года Пырьев сел в один из воинских эшелонов и поехал на фронт. Воевал храбро и получил Георгиевские кресты 3-й и 4-й степеней. В 1918-м записался в ряды Красной армии и в партию. Сначала был рядовым красноармейцем, затем политруком, агитатором в политотделе 4-й железнодорожной бригады. В это время Пырьев начал учиться в театральной студии Губпрофсовета, где встретился и подружился с Григорием Александровым. Иван Пырьев стал одним из организаторов Уральского Пролеткульта. В конце лета 1921 года в Екатеринбург приехала на гастроли Третья студия МХАТ. Пырьев с Александровым были настолько поражены их искусством, что вскоре отправились в Москву. В столице Пырьев играл в Первом Рабочем театре Пролеткульта в спектакле "Мексиканец" у Сергея Эйзенштейна. В эксцентрической короткометражке "Дневник Глумова" он появился в костюме клоуна.
В 1923 году он окончил Государственные экспериментальные театральные мастерские. Через некоторое время судьба привела его в кино. Сначала ходил в помощниках режиссера, а после начал снимать сам. Ему доверили снимать сатирические фильмы и социальные картины. У него были разногласия с руководством, и Пырьев часто оказывался без работы.
Пырьев уезжает в Киев и там снимает фильм "Богатая невеста", который пользовался огромной популярностью у зрителей. Музыку к этому фильму написал великий Исаак Дунаевский, а главную роль играла Марина Ладынина, которая вскоре стала женой режиссера. Благодаря этой роли Ладынина стала одной из самых популярных актрис того времени.
Пырьев с триумфом возвратился в "Мосфильм". И сразу же взялся за постановку "Трактористов". В этой картине вкупе с Ладыниной блистали тогда еще начинающие актеры Николай Крючков, Борис Андреев, Петр Алейников.
Созданная Пырьевым в "Богатой невесте" и "Трактористах" поэтика бесконфликтной лирической комедии, воспевающей труд, стала своеобразным эталоном советской комедии 1930-х годов. Одну из лучших своих картин, "Свинарка и пастух", Пырьев заканчивал осенью 1941 года, в трудное для страны время. Картина про любовь Глаши в исполнении Ладыниной и Мусаиба (Зельдин) была очень популярной среди зрителей.
В военное время Пырьев снимает "Секретарь райкома", "В шесть часов вечера после войны". После войны он ставит "Сказание о земле Сибирской", где вместе с опытными актерами снимались молодые Владимир Дружников и Вера Васильева. Картина эта имела блестящий прокат не только в СССР, но и во многих странах мира. После этого Пырьев получил звание Народного артиста СССР.
Одним из самых спорных фильмов режиссера стали "Кубанские казаки". Кстати, первое название картины – "Веселая ярмарка", но Сталин лично переименовал картину, которая вскоре стала очень популярной. Народ полюбил картину, в которой звучали песни Дунаевского на стихи Матусовского.
Вначале картина была восторженно принята и зрителями, и прессой. Ее мелодии звучали повсюду, ее персонажи входили в поговорки, в быт. Пырьев получил свою шестую Государственную премию. После смерти Сталина фильм начали критиковать, обвинять в "лакировке действительности", чуть ли не в дезориентации общественного мнения.
Пырьев не отчаивался. Скажем откровенно, долгое время этот режиссер снимал фильмы, угодные партийному руководству страны и лично Сталину. Но сам всегда мечтал ставить классику, и в особенности русскую. Он обожал творчество Достоевского и ему наконец удалось снять картину "Идиот". Первая часть этого фильма была великолепна. Как были убедительны Юрий Яковлев в роли Мышкина и Юлия Борисова в роли Настасьи Филипповны! Кто видел этот фильм, тот согласится со мной, что он завораживает зрителей. Пырьеву удалось блестящим кинематографическим языком передать все перипетии ярких героев Достоевского.
Критике подвергли экранизацию Пырьевым еще одного романа Федора Михайловича –"Белые ночи". Хотя я лично не согласен с этим. Этот фильм крайне редко показывают по телевидению. Я его в последний раз видел лет 40 тому назад, но он до сих пор запечатлелся у меня в памяти. Думаю, что критика была вызвана субъективным отношением к творчеству великого режиссера.
Врагов у Пырьева было предостаточно. Он был не только режиссером. Весь последний период творчества Пырьев занимался общественной деятельностью. Он избирался депутатом в Верховный Совет СССР, продолжительное время был заместителем председателя Большого художественного совета Министерства кинематографии СССР, художественным руководителем "Мосфильма". Несколько лет проработал он и директором "Мосфильма" (1954-1957). Детищем Ивана Александровича можно назвать Союз кинематографистов СССР. Этот творческий союз получил признание, и после этого режиссер, оставив должность, приступил к исполнению своей заветной мечты, к экранизации "Братьев Карамазовых".
Я смотрел этот фильм несметное количество раз и смею утверждать, что если Пырьев кроме этого фильма не снял бы более ничего, то он все равно навечно вписал бы свое имя в историю кинематографа. Пырьев отдал этой картине всего себя, в полном смысле этого слова. Пырьеву было важно закончить картину, но вместо него, соответственно замыслу мэтра, картину довели до конца Кирилл Лавров и Михаил Ульянов. Почему не сам постановщик?
В феврале 1968 года, не закончив картину, режиссер скончался. Просто лег спать и не проснулся. Медицинское обследование показало, что Пырьев перенес на ногах множество инфарктов. Иван Александрович Пырьев не мыслил себя без кинематографа и отдал ему самое дорогое, что есть у человека, — жизнь.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.