Пять лет тому назад ушла из жизни потрясающая женщина, режиссер-постановщик, возможно, самого знакового фильма советской эпохи "Семнадцать мгновений весны" Татьяна Лиознова.
Родилась Татьяна в Москве 20 июля 1924 года в семье Михаила Александровича и Иды Израилевны Лиозновых. Как и многие блестящие кинематографисты советского времени, она вначале для поступления в вуз выбрала Московский авиационный институт, куда благополучно была принята. Родители требовали от Тани, чтобы она серьезно отнеслась к своей будущей жизни и выбрала достойную профессию. Лиознова послушалась, но выдержала всего один семестр.
После чего поступила во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. После пробного семестра педагоги решили её отчислить, так как сочли, что у нее небольшой жизненный опыт и его недостаточно для профессии режиссера. Однако, Татьяна Михайловна смогла убедить педагогов в обратном, показав свои работы.
В качестве учебной работы во ВГИКе Татьяна Лиознова поставила "Кармен" Проспера Мериме, танец исполнявшей роль Кармен Инны Макаровой вошел впоследствии в фильм "Молодая гвардия". В 1949 году Лиознова окончила режиссерский факультет ВГИКа, получив диплом с отличием. Ее распределили на киностудию имени Максима Горького, но тут же уволили.
Несколько лет она работала ассистентом режиссера на фильмах Сергея Аполлинарьевича Герасимова. Участвовала в создании фильмов: "Молодая гвардия" (как режиссер-практикант по работе с актерами), "Таинственная находка", "Земля и люди" (второй режиссер). Работая с великим Герасимовым, она приобрела бесценный опыт и навыки, которые очень помогли начинающему постановщику в будущем.
В эти же годы совместно с Самсоном Самсоновым Лиознова поставила в театре имени Евгения Вахтангова спектакль "Седая девушка". Вместе со своим сокурсником Беляевым Лиознова написала пьесу "Голубая звезда", она была поставлена в Московском ТЮЗе.
Первой самостоятельной работой Татьяны Лиозновой стал вышедший в 1958 году фильм "Память сердца", эту ленту она поставила по сценарию, написанному при участии Тамары Макаровой, которая сыграла в ней одну из главных ролей.
Однако, большую известность принесла режиссеру лирическая картина "Три тополя на Плющихе", в которой главные роли блестяще исполнили Татьяна Доронина и Олег Ефремов. Этот фильм до сих пор пользуется зрительской любовью и стал одним из классических полотен кинематографа советского периода.
Одной этой работы было бы достаточно, чтобы остаться в истории советского кинематографа, но имя Татьяны Лиозновой неразрывно связано с легендарным телевизионным фильмом "Семнадцать мгновений весны", поставленным по одноименному роману Юлиана Семенова.
Наряду с великолепной режиссурой постановщика прославили серьезные актерские удачи Вячеслава Тихонова, Ростислава Плятта, Леонида Броневого, Олега Табакова, Евгения Евстигнеева и многих других исполнителей.
В начале 1980-х годов выходят два других фильма Лиозновой, различных по жанру, но отмеченных и критикой, и зрителями: социально-производственная телевизионная драма по пьесе Александра Гельмана "Мы, нижеподписавшиеся" с блистательным актерским составом и музыкальная картина о женской судьбе "Карнавал", в котором главную роль исполнила Ирина Муравьева.
В работе над сценарием для последнего фильма Лиознова принимала активное участие. Кроме того, Татьяна Лиознова преподавала во ВГИКе и вместе со Львом Кулиджановым руководила режиссерско-актерской мастерской.
Татьяна Михайловна долгое время болела. Она со свойственной ей упорством и мужеством боролась с недугом, но болезнь не оставила ей никаких шансов. Кинорежиссера, во время демонстрации фильма которой пустели улицы по всему СССР, не стало 29 сентября 2011 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.