На этой неделе, 31 октября ушел из жизни человек, который символизировал собой всю эпоху советского кинематографа. Актер, обладавший безмерным авторитетом и заслуженной любовью поклонников кино всего постсоветского пространства. Человек, творческий путь которого был уникален в буквальном смысле этого слова.
В 101 год он продолжал играть на сцене своего театра и был единственным в мире действующим актером такого почтенного возраста. Ушел из жизни Владимир Михайлович Зельдин.
Родился легендарный актер в 1915 году в городе Козлове, но детство провел в Твери. Семья его была творческой: отец — профессиональный дирижер, а мать — учительница музыки. В 1924 году Зельдины переехали в Москву. Через некоторое время Михаил Зельдин безвременно скончался. Через три года Владимир потерял и мать. Зельдин учился в военизированной школе, работал слесарем, а по вечерам активно участвовал в самодеятельном кружке. Вскоре он прошел прослушивание в театр Моссовета и оказался в числе зачисленных студентов.
После окончания училища Зельдин некоторое время работал в театре Моссовета, а затем в Центральном театре транспорта.
Однако, впереди Зельдина ждала случайность, которая круто поменяла его жизнь. В 1941 году он снялся в роли пастуха Мусаиба в знаковом советском фильме "Свинарка и пастух". Этот фильм принес молодому актеру небывалую славу и ошеломляющий успех. Впервые эту картину я увидел где-то в конце шестидесятых. Музыкальная комедия Ивана Пырьева была бесхитростной, не отличалась режиссерскими изысками, но даже в 60-е годы удерживала зрителей у экрана. Зельдин сыграл дагестанского пастуха весьма убедительно, настолько, что я не узнал актера, который уже имел на своем счету обширную фильмографию.
Главная роль в этом фильме сделала Зельдина знаменитым, и после войны его приглашают в театр Советской Армии. Он до конца своей долгой жизни оставался одним из ведущих актеров этого театра, создав на его сцене незабываемые образы.
Владимир Зельдин также постоянно снимался в кино и делал это с неизменным успехом. Кого бы он не играл, Александра Серебрякова в экранизации "Дяди Вани" Андреем Кончаловским или Васю Резанного в фильме "Классик" Георгия Шенгелии, маньяка-судью в фильме Станислава Говорухина "Десять негритят" или влюбленного в "Учителе танцев" — Зельдин был убедителен, достоверен, запоминаем.
Блестящий актер, очень интересный человек, великолепный наставник молодежи, прекрасный собеседник, Зельдин до последних дней старался быть в хорошей физической форме. Каждый юбилей актера отмечался его потрясающе зажигательным танцем в спектакле "Учитель танцев". Казалось, разве можно так танцевать в этом возрасте. Зельдин год за годом доказывал, что это возможно. В 2013 году (когда ему было 98 лет) он принял участие в эстафете Олимпийского огня, став старейшим человеком, когда-либо участвовавшим в этом действе.
Все, кто близко знал великого артиста, отмечали, что Зельдин был потрясающе жизнелюбив и удивительно молод душой. Но для этого не надо было его близко знать. Эти свои качества он передавал зрителям на сцене театра и в своих кинематографических и телевизионных работах. Неповторимый Владимир Михайлович Зельдин. Светлая ему память…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.