Новости

Литература великого писателя ждет внимания кинематографистов

© Sputnik / Анатолий Гаранин / Перейти в фотобанкПрозаик и поэт Фазиль Искандер
Прозаик и поэт Фазиль Искандер - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Произведения Фазиля Искандера написаны великолепным, сочным языком. Занимательные сюжеты привлекли кинематографистов, снявших несколько фильмов по мотивам его рассказов и повестей.

Не стало одного из столпов советской литературы Фазиля Искандера. Сегодня все мировое литературное сообщество провожает в последний путь этого великого писателя. Фазиль Абдулович относится к тому ряду незабываемых прозаиков, произведения которых еще при жизни становились классикой.

Фазиль Абдулович Искандер с самых юных лет испытывал неистребимую тягу к сочинительству и, хотя после окончания сухумской школы с золотой медалью поступил в Московский библиотечный институт, уже в 1951 году перевелся в Литературный институт им. А.М. Горького, который окончил в 1954 году.

Первые поэтические публикации Фазиля Искандера датированы 1952 годом. Первый рассказ был напечатан в 1956 году в журнале "Пионер". С тех пор он регулярно печатался в различных изданиях ("Смена", "Неделя", "Костер", "Сельская молодежь" и других). Первый сборник стихов Искандера "Горные тропы" вышел на русском языке в 1957 году в Сухуме. В 1962 году были опубликованы два его рассказа в журнале "Юность". Печатался в журналах "Литературная Абхазия", "Юность", "Новый мир", "Неделя". В 1966 году в журнале "Новый мир" была опубликована первая повесть писателя — "Созвездие Козлотура".

Насиба Зейналова в фильме Свекровь - Sputnik Азербайджан
Любимой "свекрови" азербайджанской сцены исполнилось бы сто лет

В 1979 году писатель принял участие в не подцензурном альманахе "Метрополь" (повесть "Маленький гигант большого секса"), изданном в США, за что на несколько лет был практически отлучен от советской печати. Только в 1984-1985 годах в периодике появились новые рассказы Искандера.

Среди произведений Искандера — стихи, рассказы, повести, романы: "Доброта земли" (1959, сборник стихов), "Зеленый дождь" (1960, сборник стихов), "Молодость моря" (1964, сборник стихов), "Зори земли" (1966, сборник стихов), "Тринадцатый подвиг Геракла" (1966, сборник рассказов), "Запретный плод" (1966, сборник рассказов), "Кролики и удавы" (1987, сатирическая повесть), "Сандро из Чегема" (1973-1988, полное издание — 1989; роман на автобиографической основе), "Человек и его окрестности" (1993, роман), "Софичка" (1995, рассказ) и другие. В начале 2000-х годов вышли новые книги Искандера – "Ночной вагон", "Где зарыта собака", появилось десятитомное собрание произведений писателя. В журналах были опубликованы новые рассказы ("Козы и Шекспир", 2001; "Гнилая интеллигенция и аферизмы", 2001; "Сон о Боге и дьяволе", 2002) и другие.

Буквально все произведения Фазиля Искандера написаны великолепным, свойственным только ему сочным языком. Занимательный сюжет, захватывающая интрига произведений Искандера привлекла советских кинематографистов. По мотивам его рассказов и повестей были сняты несколько фильмов.

Гусейнкули Сарабский в роли Меджнуна в 1909 году - Sputnik Азербайджан
Гусейнгулу Сарабский, великий Меджнун азербайджанской сцены

Среди самых известных экранизаций – картина Юрия Кары "Воры в законе" (1988), в основу которой легли рассказы "Чегемская Кармен" и "Бармен Адгур", лента того же режиссера "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным" — экранизация новеллы "Пиры Валтасара" из цикла "Сандро из Чегема". В 1992 году режиссером Николаем Досталем был снят фильм "Маленький гигант большого секса" с Геннадием Хазановым в главной роли. Картина стала экранизацией новеллы Искандера "О, Марат!".

Что любопытно, только в одном фильме, "Пиры Валтасара", Искандер являлся соавтором киносценария. Однако отмечу, что, хотя фильмы, снятые по произведениям Фазиля Искандера, пользовались огромной популярностью, с художественной точки зрения они были далеки от совершенства.

Юрий Кара вовремя ухватил историческую конъюнктуру и снял "Воры в законе" и "Пиры Валтасара". Должен сказать, что фильм "Воры в законе" далек от своего литературного первоисточника. Писатель в своих произведениях, которые стали основой фильма, умело раскрывал внутренний драматизм героев, их человеческую трагедию. Режиссер же сделал нажим на криминальную линию. Когда снимался фильм, в СССР шла борьба с коррупцией и решение Кары можно объяснить желанием привлечь зрителя и обеспечить кассовый успех фильма. Однако, я убежден, что, если бы картина полностью передавала дух произведений Искандера, успех этой киноленты был более триумфальным. Кара решил пойти легким путем: выпукло показал борьбу двух криминальных кланов вкупе с душещипательной любовной историей. При этом в картине снимались звезды советского экрана – Гафт, Щербаков, Самохина, Стеклов, что обеспечило картине кассовый сбор.

Актер Альберт Филозов. Архивное фото - Sputnik Азербайджан
Альберт Филозов. Невзрачный тихоня и талантливый артист

Второй фильм Кары — "Пиры Валтасара, или Ночь со Сталиным" – был снят в то время, когда общественность буквально упивалась публикациями о жизни вождя всех народов. Но, несмотря на то, что режиссер использовал конъюнктуру, великолепные актеры, играющие в этом фильме, смогли сделать его заметным явлением советского кинематографа. Немалую роль сыграло то, что автором сценария был сам Искандер. Петренко, Евстигнеев, Гафт, Никоненко, Феклистов – целое созвездие выдающихся мастеров советской актерской школы виртуозно сыграли персонажей, которых, несмотря на их "официоз", Искандер сумел наделить сочными нюансами, которые и претворили в жизнь мэтры актерского цеха страны.

И наконец, третий фильм, снятый Николаем Досталем – "Маленький гигант большого секса". Сценарий к фильму написал сам режиссер вкупе с Бородянским. И в этом фильме создатели картины, оставив в стороне глубокую философию Искандера, отдали предпочтение секс-истории главного героя. Убежден, что от полного провала картину спасло то, что главную роль исполнил Геннадий Хазанов. Потрясающе талантливый артист, несмотря на слабый сценарий и посредственную режиссуру, сумел все же донести до зрителя необыкновенный колорит главного героя, многогранную гамму его чувств и переживаний.

Убежден, что произведения Фазиля Искандера еще ждут достойного своего воплощения на киноэкране. К литературе великого писателя еще не раз будут обращаться кинематографисты. Творчество всемирно известного писателя-классика, философа, мудреца еще недостаточно изучено кинематографом. Уверен, что в дальнейшем творчество Искандера будет блестяще представлено и на большом экране, даря радость и восхищение почитателям великого писателя.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Лента новостей
0