Шахпери Аббасова, Sputnik Азербайджан
Житель села Гаратала Гахского района Эйюб Махсимов — самый пожилой житель села, но он все еще не перестает удивлять окружающих своей энергичностью, проворством и трудолюбием.
Больше двигаться и меньше играть со смартфоном
Всю свою жизнь дед Эйюб провел верхом на лошади, и сейчас, несмотря на возражения дочери и внуков, вместе с которыми живет, все еще не собирается менять свой излюбленный вид транспорта, а современную технику при этом называет не иначе, как "игрушкой для ленивых".
"Было время, мы впрягали в волов соху или плуг и так возделывали землю. Работали день и ночь. Наше детство и молодость пришлись на годы войны. Мы работали без устали, чтобы не голодать", – вспоминает дед Эйюб.
Он говорит, что работу, которую они в те годы делали своими руками или с помощью скота, сейчас выполняют тракторы и комбайны.
"Сегодня молодежь садится на трактор и, проехав с одного конца поля до другого, жалуется на усталость. Спросишь любого молодого человека в деревне, у каждого то там болит, то тут. Но если не работать – так и будет. Сколько можно сидеть без дела?", – не перестает удивляться дед Эйюб.
Вот поэтому он уверен, что современная молодежь страдает от двух главных проблем – отсутствия физического труда и постоянной игры с телефоном.
Гатыг и тутовка – залог долголетия
Рассказывая о секретах своей бодрости и крепкого здоровья, он прежде всего указывает на здоровое питание: "Сколько себя помню, каждый день ем гатыг (кисломолочный продукт – ред.). Если я не поем его, как только встану ранним утром, не проживу и дня".
Дед Эйюб рассказывает, что в прежние времена уходил пасти скот и брал с собой только банку гатыга, хлеб и обычную воду. Этого ему хватало с утра до самого вечера. Товарищи, которые шли вместе с ним, удивлялись и нередко говорили ему: "Однажды ты свалишься и умрешь". Но случилось так, что большинство из этих людей, а это либо ровесники, либо те, кто был намного младше его, уже скончались, и все от разных болезней.
Другую причину своего долголетия 90-летний аксакал видит в том, что не пьет никакую другую водку, кроме тутовки: "Я сам каждый год собираю белый тут, который растет у меня во дворе, в бочки, где он бродит, а потом делаю тутовку. Всегда пил и сейчас пью только ее. И до сих пор не знаю, что значит — болеть".
Архитектор деревни
Сегодняшнее благоустройство и благополучие деревни Гаратала – это заслуга прежде всего деда Эйюба.
"Не сочтите за зазнайство, но я считаю себя одним из архитекторов этой деревни", – говорит Махсимов. Он вспоминает, что в детстве он и его семья много голодали. И тогда он вместе со своими братьями решил переехать из деревни Армудлу, где они родились, в низменную часть района — Гаратала. В те годы здесь жило всего 5-6 семей, было несколько небольших полян и ферма.
"Само название деревни – Гаратала означает "открытое место посреди леса". Жить в этой деревне было невозможно, все заросло кустарником. Я очистил все от кустов в одиночку. После этого сюда начали переезжать люди с других мест. Жизнь здесь была более удобной — почва плодородная, из лесов текли реки, мы провели каналы для орошения земли. Постепенно очистили площадь для посевов и пастбищ", – продолжает Махсимов.
Сталинские усы
Но дед Эйюб отличается от других не только трудолюбием и богатырским здоровьем, но и внешностью, а вернее, своими густыми и длинными усами. Ведь недаром односельчане называют в деревне Bığ Eyub — Усатый Эйюб.
По его словам, они у него были всегда. Но самая интересная история с усами произошла, когда он отправился в армию.
"В первый же день командир вызвал меня из строя и спросил: "Махсимов, почему усы не сбрил?". А я сказал, что не собираюсь. Командир отвел меня к генералу, который задал мне все тот же вопрос. Ему я сказал, что держу усы из уважения к товарищу Сталину. Когда он сбреет свои усы – тогда и я так сделаю. Они не знали, что мне сказать и отпустили".
Но история на этом не закончилась. Служба продолжалась, и однажды солдатам объявили, что навестить объединенные военные части приедет сам Сталин. По словам Махсимова, в послевоенные годы проводились серьезные работы по реорганизации советской армии, с чем, видимо, и был связан этот визит.
Солдат готовили к приезду Сталина целый месяц. Всем выделили новую форму. И вот этот день настал: "Мы стояли в строю. Сталин пришел, отдал честь солдатам. Потом начал обходить весь строй и внимательно рассматривать каждого солдата. Когда очередь дошла до меня, он приказал выйти вперед и спросил: "Почему держишь усы?", а я ответил: "Товарищ Сталин, я держу эти усы в знак уважения к Вам. Я сбрею их тогда, когда Вы это сделаете".
В то время сказать такое было равносильно смерти, продолжает дед Эйюб. Офицеры в части даже потом говорили ему, что уже ждали приказа о расстреле. Однако, смелый молодой солдат понравился Сталину.
"Он улыбнулся мне в ответ и спросил: "Кавказец?" – видимо догадался по моему акценту, я ответил, что из Азербайджана, из Гаха. Тогда он немного подумал и прошептал в усы "Саингило". Потом отдал приказ "вольно". С того дня я стал в своей части всеобщим любимцем. Вы же можете представить, что значило в то время понравиться Сталину!", – восклицает дед Эйюб.
Вернувшись домой, он рассказал эту историю в семье: "Родители меня ругали, мол, за свой язык и упрямство мог поплатиться жизнью. Тогда я начал интересоваться, что значит "Саингило". Как оказалось, грузины так называют наш Гахский регион, где проживает немало грузин, так же, как и мы называем область в Грузии, населенную азербайджанцами, на свой лад — Борчалы. Возможно, поэтому Сталин не разозлился на меня".
Несмотря на то, что те времена вошли в историю как кровавый период, сопровождавшийся массовыми репрессиями, дед все еще считает, что в мире не было второго такого "настоящего мужчины", как Сталин.
Усы, которые он отрастил в его честь, он сохранил и после смерти пролетарского вождя: "Эти усы – мои друзья уже целых 75 лет. Без них – все равно что без рук или без ног. И детям я завещал, чтобы похоронили меня с усами".