БАКУ, 20 июл — Sputnik. Большинство британцев, включая тех, что голосовали за выход из Европейского Союза, хорошо понимают, что Brexit — это ошибка, сказал Sputnik израильский политтехнолог Давид Эйдельман, комментируя отношения Британии и ЕС.
Напомним, что согласно последнему заявлению юриста правительства Великобритании Джейсона Коппела в Высоком суде, страна не будет в этом году активировать статью 50 Лиссабонского договора, которая официально запускает процесс выхода страны из Евросоюза и определяет правила этого выхода. Это фактически означает, что Британия не намерена начинать формальный выход из ЕС в этом году.
И теперь, по мнению эксперта, после того, как выбор сделан, самое главное для Великобритании – это минимизировать потери.
"Для меня самое интересное в Brexit – это понять избирателей. Понимание это позволяет понять и политиков. Возможно, самое главное, что мы можем извлечь из британского референдума – это понимание, что в демократии, как и, например, в судебном заседании, процедура – вещь не менее важная, чем содержание", — сказал он.
По словам собеседника Sputnik, важно не только то, что получилось, но и как это получилось именно таким образом.
Он напомнил, что уже много раз обращалось внимание на запросы британцев в поисковике Гугл перед голосованием. Эти вопросы к поисковику хорошо свидетельствуют о сознательности решений, которые принимали граждане страны со старейшим институтом парламентаризма. Самый частый вопрос, который задавали пользователи из Великобритании о ЕС, связан с Россией. Это следует из данных статистики поисковых запросов Google Trends. В первую очередь британцев интересовало, состоит ли в Евросоюзе Россия.
Эйдельман отметил, что не менее интересны и самые популярные запросы британцев уже после референдума: британцы спрашивали Гугл, что такое Евросоюз. А вопросы "Чем грозит выход из ЕС?" и "Что такое ЕС?" лидируют среди поисковых запросов британцев после объявления результатов референдума, сообщала компания Google Trend, которая ведет учет такой статистики.
"На третьем месте — вопрос "Какие страны входят в ЕС?", на четвертом — вопрос о последствиях выхода для Великобритании. То есть… Ужас! Ужас! Ужас!", — сказал он.
По словам политтехнолога, у британцев было недовольство Евросоюзом. О росте евроскептицизма, "европейского недовольства" было хорошо известно. Выборы в Европарламент часто превращались в протестную телеграмму. На последних выборах в Европарламент в Великобритании 30% получили ультраконсерваторы из Партии независимости Соединенного королевства и их лидер Найджел Фарадж. Но они не получали ни одного места на выборах в британский парламент.
То есть, отметил эксперт, все вопросы об ЕС британцы часто решали не как вопросы, которые связаны с их жизнью. Они просто показывали еврочиновникам вытянутый палец. Последние годы евроскептицизм в голосовании для избирателей мало относился к реальной политике внутри страны и реальной жизни избирателей.
"Доказательство: результаты выборов в Европарламент почти никак не коррелировались с выборами в национальные парламенты европейских стран — они проходят часто по иным схемам, с другими правилами и количеством избирательных округов, с другой мотивацией и явкой избирателей", — сказал он.
Для многих избирателей, считает собеседник Sputnik, голосование за политиков-мигрантофобов, евроскептиков, фриков, выступающих против национального истеблишмента, трибунов, клеймящих бюрократию, троллей, призывающих "избавиться от нынешних никчемных лидеров", популистов, которые призывают "вернем себе контроль за страной", утопистов, которые обещают немедленно снизить цену на газ и электричество, комедиантов, которые просто забавляют публику – это был очень безопасный способ выразить возмущение и объявить вотум недоверия существующему порядку вещей.
К внутренним же выборам, по словам политолога, избиратели относились серьезнее, не проявляя желания поэкспериментировать и использовать голосование как протестную телеграмму о неэффективности управления Европой и общей несправедливости современного мира.
А Brexit, по словам эксперта, впервые стал голосованием против Европы, результаты которого ударят по избирателям.
По его словам, на референдуме получилось, что к судьбоносному для страны вопросу отнеслись как к несущественным выборам в Европарламент. И теперь страна в панике, поскольку не может смириться с результатами собственного выбора.
"Причем не только те, кто голосовали против выхода из ЕС, но и те, что выбрали "хлопнуть дверью". Они всего лишь хотели отправить протестную телеграмму. Они же не знали, что окажутся в большинстве. Типичные реплики избирателей: "Я не думал, что мой голос имеет особое значение, думал, мы все равно останемся в ЕС, но выразим возмущение"", — сказал Эйдельман.
По его словам, теперь в британской повестке дня появилось новое слово – Regrexit (примерный перевод – раскаяние из-за Brexit). И часть тех, кто на референдуме голосовал против ЕС, уже заявила, что сожалеет о своем выборе. Для одних это был демарш против собственного правительства, для других – против Брюсселя. Однако, как теперь признаются некоторые сторонники Brexit, они не рассчитывали, что это приведет к фактическому выходу из Евросоюза. И его последствиям – обвалу рынков, падению фунта и других проблемах, о которых предупреждали экономисты.
Собеседник Sputnik отметил, что принятое Британией решение – абсолютно эмоциональное. Вся кампания держалась на эмоциях. Никто серьезно не просчитывал последствия. У инициаторов кампании за отделение от ЕС, по сути, нет плана, который объяснял бы, что делать дальше.
"Сегодня Британия решила уходить, страна не может, не потеряв лица, отменить свой выбор. Но не спешит, поскольку избиратели начали считать возможные последствия. Политики, поддержавшие кампанию за Brexit, уже дистанцируются от ее лозунгов. Британия стоит у выхода как женщина, которая громко вопила, чтоб ее не трогали, что она хочет уйти. И тут, получив джентльменский ответ: "Насильно мил не будешь, решила – уходи", она внезапно перестала торопиться", — подчеркнул он.
Есть игры, по словам Эйдельмана, в которые можно заиграться. И премьер-министр страны Тереза Мэй понимает, что ей придется иметь дело с падением экономики, дальнейшим обвалом фунта и разочарованием тех, кто голосовал за "свободу от европейского диктата".
Более того, отметил он, запуск процедуры Brexit может привести к новому падению рынков. А это не самое лучшее начало карьеры в качестве премьер-министра. Поэтому Мэй и не торопится.