Ильхам Мустафа, Sputnik Азербайджан
Автор труда по истории Карабаха "Гарабагнаме", который является важным источником по политической, экономической и культурной истории карабахского народа, Мирза Адыгёзал бей, провел последние дни своей жизни в своем личном имении Рагимли, расположенном на территории нынешнего Геранбойского района. Здесь же он был и похоронен. Однако мавзолей, где покоится его тело, а также гробницы членов его семьи, сегодня находятся под угрозой полного разрушения.
Мирза Адыгёзал бей, предки которого происходили из Газахского магала, родился в Шуше в 80-е годы XVIII столетия. В этом городе он получил начальное образование. В начале XIX века, из-за нападения на Карабах Ага Мухаммед шаха Каджара, семья Мирзы Адыгёзал бека была вынуждена переехать в Тифлис. Здесь молодой бек начал служить в российской армии – сначала в звании подпоручика, затем поручика и капитана.
В 1816 году он вернулся в Карабах, где начал служить карабахскому хану Мехтигулу хану Джаванширу. В 1829 году его назначили наибом (главой) одного из 22 магалов Карабахского ханства – Игирмидорского. Мирза Адыгёзал бей участвовал во второй русско-иранской войне, в 1830 вышел в отставку и начал работать в провинциальном суде.
В 1845 он приступил к написанию летописи "Гарабагнаме". Однако, с возрастом его зрение стало ослабевать, поэтому большую часть произведения с его слов записывал Мирза Гусейн Салари.
"Гарабагнаме" охватывает период истории Карабаха с 1736 по 1828 годы, и на сегодня этот труд является одним из наиболее ценных источников для изучения истории Карабаха и прилегающих к нему областей того периода. В этом произведении также отражены факты, подтверждающие, что армяне пришли и обосновались на описываемой территории в сравнительно поздний период истории.
К примеру, в своем произведении Мирза Адыгезал бей рассказывает о корнях албанских меликов, а именно, что Дизакские Мелик-Егановы были выходцами из Лори, Гарабагского бейлербейства; Варандские Шахназары относились к очень древнему роду из Гёйчайского магала того же бейлербейства; мелики Хачына — потомки местной албанской фамилии Хасана Джалала в Гарабаге. Их власть перешла к мелику Мирза-хану из Хынзырыстана, который продолжил династию хачынских меликов: власть и титул перешли сначала к его сыну — мелику Аллахверди, затем к внуку — мелику Гахраману. Мелики Джраберда или Джермука были родом из Магавиза в Гарабагском бейлербействе. Все они служили иранскому шаху Надиру, получили меликства. Мелик Аллахгулу был наделен Надир шахом титулом султан. В этом труде говорится о том, что предки карабахских меликов – это албанцы, которые переняли армянский язык, дабы не лишиться веры своих предков – христианства.
Мирза Адыгёзал бей немало занимался благотворительной деятельностью. Так, в своем магале он приютил беженцев, которые, покинув свои дома в Елизаветпольской губернии (Гяндже) и других областях, скрывались от преследований царского административного аппарата.
В годы работы в суде он занимался защитой прав местного населения и беков, которые остались без земель. Эти факты также отражены в записях инспектора Зубарева, который проводил проверку в провинции по указанию генерала Паскевича.
Мирза Адыгёзал бей в то же время увлекался поэзией и был одним из образованнейших людей своего времени.
За счет личных средств он профинансировал восстановительно-реставрационные работы гробницы величайшего азербайджанского поэта XII века Низами Гянджеви, которая была разрушена во время второй русско-иранской войны. К сожалению, этот мавзолей впоследствии был опять разрушен, однако его развалины помогли определить с большой точностью место старой гробницы Низами.
Кстати, видный азербайджанский просветитель Аббасгулу хан Бакиханов в своем произведении "Гюлистан-Ирам" также писал о том, что "живущий в Карабахе родом из Газаха Адыгёзал бей в настоящее время ремонтирует мавзолей".
К сожалению, мавзолеи, принадлежащие самому просветителю и членам его семьи, сегодня находятся в крайне запущенном состоянии. Хоть на них и установлена табличка с надписью, гласящей, что строения "находятся под охраной государства", но, заглянув внутрь этих гробниц, понимаешь, что никакой охраны нет и в помине.
В 1992-93 годах в поисках чего-то ценного вандалы перекопали и разрушили все надгробные памятники. Из восьми мавзолеев, построенных в 1848-1873 годах, три все еще находятся в относительно нормальном состоянии, остальные либо разрушены, либо — на грани разрушения.
Надгробные строения одноэтажные и состоят из одного помещения, имеют восемь сторон и форму конуса. При строительстве использовался красный местный кирпич и алебастр. Каждый мавзолей имеет один вход и два арочных окна. Вход во все мавзолеи небольшой и низкий. Предполагается, что это делалось специально для того, чтобы каждый, кто входит внутрь, склонялся перед могилой в знак уважения перед усопшим.
Мы связались с Геранбойским районным отделением Министерства культуры и туризма АР по поводу состояния этих исторических памятников. Главный консультант отдела Кямаля Ахундова сказала Sputnik, что ремонт мавзолеев внесен министерством в программу на 2016 год.
Однако, следует отметить, что пока на этих памятниках никаких ремонтно-реставрационных работ не ведется.