Ильхам Мустафа, Sputnik Азербайджан
На кладбищах второго по величине города страны – Гянджи – можно увидеть нечто совершенно неожиданное: над могилами здесь возвышаются величественные надгробные памятники – мавзолеи и гробницы.
История таких гробниц восходит к доисламскому периоду. Это погребальное сооружение, куда помещаются останки умершего, либо умерших. Речь также может идти о здании с дверью, которое содержит множество склепов для погребения. В некоторых гробницах сооружается специальное место в форме сундука, куда помещаются собранные кости ранее умерших людей, тем самым освобождается место для других покойников.
Для погребения очередного усопшего каждый раз открывают дверь гробницы. Если прежний покойник умер недавно, можно представить себе зловоние, исходящее оттуда.
С чем связано существование до сих пор этой традиции, которая не имеет ничего общего с Исламом, при этом практикуется также и в соседнем Иране?
Изучая этот вопрос, нам удалось выяснить, что первоначально речь шла о временном захоронении покойника. Так, если паломник умирал на чужбине, то его тело оставляли в гробнице, чтобы близкие могли спустя некоторое время забрать его останки для захоронения на родине.
Гянджу в народе называют "городом Имама Хусейна". Здесь покоится прах сына пятого имама шиитов Мухаммеда Багира Мовлане Ибрагим. Мавзолей Имамзаде, где похоронен Мовлане Ибрагим, каждый год посещают тысячи паломников. Этот обстоятельство и объясняет причины образования гянджинских гробниц.
Со временем гробницы, похожие на мавзолей Имамзаде, начали образоваться на расположенных поблизости кладбищах. А затем, особенно в советское время, данная традиция претерпела некоторые изменения и приобрела ту форму, которую мы сейчас наблюдаем.
Религиозные деятели Гянджи, с которыми мы встретились, отмечают, что эти традиции уже остались в прошлом и сегодня процесс и форма захоронения соответствуют нормам Ислама. На наши вопросы ответил заместитель ахунда комплекса Имамзаде хаджи Ильхам Аббасов. По его словам, уже около 15 лет местные религиозные деятели занимаются этим вопросом, и на данный момент покойники 90% гробниц перезахоронены по мусульманскому обычаю.
Хаджи отметил, что сейчас на этот счет существуют жесткие правила. Так, когда к ним обращаются близкие покойника, то у них спрашивают насчет желаемой формы погребения. Если люди хотят похоронить родственника в "гробнице", то от них требуют выкопать внутри нее могилу. В противном случае им отказывают в проведении такого погребения, либо – в процессе похорон не участвует представитель духовенства.
"Наши граждане просвещаются с религиозной точки зрения, и неисламские традиции остаются в прошлом. Нужно понимать, что согласно нашей религии, могила мусульманина со временем должна перемешаться с землей и исчезнуть", — заявил хаджи Ильхам.