Хикмет Орхун, Sputnik Азербайджан
Когда в начале XX века один из авторитетных сыновей Газаха, Гаджи Зейнал Магомедали оглу Джафареви начал строительство Джума (Пятничной) мечети, ему свою помощь предложил житель села Гырах Кесемен Исрафил ага Кербелаев, известный благотворительностью не только в Азербайджане, но и за его пределами.
На это Джафареви ответил: "Мы взялись за строительство этой мечети, и без посторонней помощи в ближайшее время доведем его до конца. Вы лучше постройте около него баню, дабы люди, которые будут приходить сюда, могли очиститься не только душой, но и телом".
Исрафил ага так и сделал – построил возле мечети двухкупольную баню.
Кто же построил мечеть в Газахе?
Надо отметить, что многие источники связывают строительство Газахской Джума мечети с именем Исрафила аги. По некоторым сведениям, работы начались по его инициативе в 1899 году на основе проекта архитектора Музаффара Гусейнова, однако, историки с этим не согласны. Кроме того, известна история, которая также подтверждает их мнение.
Согласно преданию, когда для строительства мечети понадобились деньги, люди обратились к Исрафилу аге. "Мои деньги харамные (то есть запретные, нечистые — ред.). Барские деньги не могут быть потрачены на строительство дома Аллаха", – ответил он людям. Но все же, не желая отправлять этих людей обратно с пустыми руками, послал их к себе домой со словами: "скажите супруге, чтобы отдала вам ковер моей матери. Продайте его и будут вам деньги".
Хранитель памятников Отдела охраны исторических и культурных памятников при Управлении культуры и туризма Газахского района Нофель Гурбанов считает, что мечеть построена Гаджи Зейналом Джафареви. А строительство бани началось в 1901 году, после завершения возведения мечети.
"Этот памятник был сдан в эксплуатацию в 1903-1904 годах, а по другим источникам – в 1905-1907. Говорят, что при строительстве использовались натуральные материалы и продукты – яйцо, молоко, а также козья шерсть", – отмечает Гурбанов.
В первые годы после распада СССР соответствующие органы не интересовались этим комплексом, и он постепенно приходил в упадок. Но в настоящее время мечеть и баня охраняются как памятники местного значения Министерством культуры и туризма АР.
Главное наследие благотворителя
Исраифил ага Кербелаев является одним из известных беков и меценатов Газахского уезда. В конце XIX века – начале XX он был кровным врагом Гачага Керема, широко известного в Западном Азербайджане, Турции и Иране.
Об этой кровной вражде и сегодня живет немало преданий. Об истории дружбы и вражды, которую они вели как настоящие мужчины, также повествуется в романе Фармана Эйвазлы "Гачаг Керем".
В Газахском районе с именем Кербелаева связывают четыре здания: Белые дома, Джума-мечеть, здание школы №3 (в 1918-1940 годах здесь функционировало Азербайджанское отделение Горийской семинарии, выпускниками которого были такие видные деятели Азербайджана, как Самед Вургун, Мехдихан Векилов, Осман Сарывелли, Мехди Гусейн, Исмаил Шихлы и т.д.) и баня Исрафила аги.
Столетняя баня продолжает кормить своих хозяев
В наши дни в каждом доме и квартире есть ванные комнаты, и поэтому уже мало кто ходит в общественные бани. Тем не менее, у "Бани Исрафила Аги" есть свои постоянные клиенты. По словам ее заведующего Эльдениза Азимова, после распада СССР баня несколько лет оставалась без присмотра, унесли дверь, кирпичи и весь инвентарь.
"Помню, когда мне было 14–15 лет, мы наняли рабочих и принялись очищать баню от мусора. Когда государство вновь обратило свое внимание на памятники истории, мы, по предложению тогдашнего главы исполнительной власти, начали здесь работать, и продолжаем до сих пор", — говорит Азимов.
По его словам, в настоящее время почти пять семей живут за счет доходов от "Бани Исрафила Аги". "По мере возможности мы бесплатно принимаем неимущих людей, солдат. Помимо бани, мы в этом здании открыли и прачечную", – отметил он.
Туристический потенциал этого памятника не используется
В бане есть общий зал, комнаты, бассейн и чайхана. Площадь у бани немалая, и она делится на две части: купольная, объединенная коридором и построенная в восточном стиле, и европейская, которая состоит из кабин. При бане работают небольшие лавки.
Своеобразный стиль бани отличается от остальных построений такого типа в других регионах Азербайджана. Эта баня не отстает от тбилисских парных бань, куда мы стремимся летом. Она охраняется как памятник истории, но не используется в качестве туристического центра. Представители старшего поколения время от времени бывают здесь, но молодые в основном даже не знают о ее существовании.