Рагим Закироглу, Sputnik Азербайджан
По всему Астаринскому району разбросаны многочисленные памятники истории и архитектуры. Из них 102 памятника – указом, который был утвержден Кабинетом Министров АР 2 августа 2001 года – были внесены в список "Разделение по степени важности материальных исторических и культурных памятников на территории Азербайджанской Республики, взятых под государственную защиту".
Тем самым, все эти памятники были взяты на учет и наделены официальными инвентарными номерами. Из них 26 строений имеют археологическое значение, 48 являются архитектурным памятником местного значения, два образца садово-паркового, монументального искусства, 21 археологический памятник местного значения, пять образцов декоративно-прикладного искусства, остальные – образцы каменной скульптуры.
В ряду всех этих памятников особо выделяются бани, строительство которых относится к XIX веку.
Куполообразные бани Астары
Культура бань (хамамов) с самых древних времен занимала особое место в жизни нашего народа. Долгое время женщины и мужчины приходили в бани, чтобы не только очиститься телом, но и отдохнуть, пообщаться друг с другом, излечить свои недуги. Тем самым хамамы, которые сохранились на территории страны, соединяют в себе как материальное, так и культурное наследие народа.
Отличительной чертой всех бань на территории Азербайджана является то, что потолки строились в форме купола. С одной стороны, это было связано с функционированием нагревательной системы, с другой стороны, такая форма потолка позволяла пару, который образовывался в бане, стекать по стенам вниз и не капать на людей.
В старые времена воду нагревали в больших медных чанах – газанах, или бидонах. При этом пар, образовывающийся при кипении воды, передавался под каменный пол, который нагревался настолько сильно, что невозможно было ступить ногой, и потому купающиеся обувались в деревянные тапочки. К середине XIX века системы нагрева бань, парилок, по сравнению в предыдущими столетиями, стали еще более совершенными.
Старые орнаменты, которыми украшались эти бани, сохранились и по сей день.
Бани, построенные астаринскими благотворителями
Бани, сохранившиеся в Астаре с XIX века, по архитектурным особенностям и возможностям использования можно считать чудом своего времени. Один из самых старых хамамов был построен в 1806 году Кербелаи Гамидом Абдуллой в деревне Арчиван. Этой баней, которая имеет 8 куполов, помимо местных жителей, пользовались также жители соседних деревень.
Баня в деревне Пенсар построена спустя 80 лет благотворителем Мешади Абу Талыбом, и имеет уже 10 куполов.
Житель Пенсар Интизар Мюрсалов в беседе со Sputnik рассказал об истории строительства, а также особенностях этой бани.
"Мешеди Абу Талыб Гази Джахангир оглу родился в 1855 году. Он был одним из известных купцов своего времени, который также занимался благотворительностью. Он привел в нашу деревню самых искусных мастеров из Южного Азербайджана, которые и построили эту баню", – говорит Мюрсалов.
По его словам, Мешеди Абу Талыб при строительстве бани использовал кирпичи, которые обжигались в печи во дворе дома его отца, с применением состава из смеси яичного желтка и золы. При этом благотворитель лично участвовал в строительстве бани.
По словам Мюрсалова, баней в деревне Арчиван женщины пользовались в нечетные дни, мужчины – по четным дням.
Он также рассказал о том, что баня состоит из двух частей. При входе, в центре здания находится бассейн. По краям бассейна из камня построены скамейки, внутри которых есть ниши полукруглой формы, которые сделаны для обуви. С четырех сторон расположились раздевалки. В те времена не было электричества, здание освещалось за счет света, который поступал сквозь отверстия в куполах. Во втором отделении в двух местах установлены краны для холодной и горячей воды. Купальные комнаты поделены на четыре части. Жар от огня, который разводили в подвале, согревал баню и подавал пар в верхние комнаты.
"Как уже я сказал, мужчины и женщины делили дни на четные и нечетные, при этом в первые четные дни приходили молодые парни, а в остальные приходили мужчины средних и преклонных лет", – рассказывает Мюрсалов.
Отметим, что эта баня сегодня носит имя Мешеди Абу Талыба. Кроме того, этот благотворитель построил на территории деревни мечеть.