Новости

Очищение тела: в нечетные дни – женщины, а в четные – мужчины

© Sputnik / Rahım MuradovДревние хамамы Астаринского района Азербайджана
Древние хамамы Астаринского района Азербайджана - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Веками бани в Азербайджане были местом не только очищения, но и общения, отдыха и даже лечения. Сегодня они несут в себе как материальное, так и культурное наследие нашего народа.

Рагим Закироглу, Sputnik Азербайджан

По всему Астаринскому району разбросаны многочисленные памятники истории и архитектуры. Из них 102 памятника – указом, который был утвержден Кабинетом Министров АР 2 августа 2001 года – были внесены в список "Разделение по степени важности материальных исторических и культурных памятников на территории Азербайджанской Республики, взятых под государственную защиту".

Тем самым, все эти памятники были взяты на учет и наделены официальными инвентарными номерами. Из них 26 строений имеют археологическое значение, 48 являются архитектурным памятником местного значения, два образца садово-паркового, монументального искусства, 21 археологический памятник местного значения, пять образцов декоративно-прикладного искусства, остальные – образцы каменной скульптуры.

В ряду всех этих памятников особо выделяются бани, строительство которых относится к XIX веку.

Куполообразные бани Астары

Культура бань (хамамов) с самых древних времен занимала особое место в жизни нашего народа. Долгое время женщины и мужчины приходили в бани, чтобы не только очиститься телом, но и отдохнуть, пообщаться друг с другом, излечить свои недуги. Тем самым хамамы, которые сохранились на территории страны, соединяют в себе как материальное, так и культурное наследие народа.

Двухсотлетний памятник Астаринского района - Sputnik Азербайджан
Видео
Двухсотлетний памятник Астаринского района

Отличительной чертой всех бань на территории Азербайджана является то, что потолки строились в форме купола. С одной стороны, это было связано с функционированием нагревательной системы, с другой стороны, такая форма потолка позволяла пару, который образовывался в бане, стекать по стенам вниз и не капать на людей.

В старые времена воду нагревали в больших медных чанах – газанах, или бидонах. При этом пар, образовывающийся при кипении воды, передавался под каменный пол, который нагревался настолько сильно, что невозможно было ступить ногой, и потому купающиеся обувались в деревянные тапочки. К середине XIX века системы нагрева бань, парилок, по сравнению в предыдущими столетиями, стали еще более совершенными.

© Sputnik / Rahım MuradovХамам Мешади Абу Талыба, XIX век.
Хамам Мешади Абу Талыба, XIX век - Sputnik Азербайджан
1/9
Хамам Мешади Абу Талыба, XIX век.
© Sputnik / Rahım MuradovКультура хамамов с самых древних времен занимала особое место в жизни азербайджанского народа.
Культура хамамов с самых древних времен занимала особое место в жизни азербайджанского народа - Sputnik Азербайджан
2/9
Культура хамамов с самых древних времен занимала особое место в жизни азербайджанского народа.
© Sputnik / Rahım MuradovХамамы, которые сохранились на территории страны, соединяют в себе как материальное, так и культурное наследие народа.
Хамамы, которые сохранились на территории страны, соединяют в себе как материальное, так и культурное наследие народа - Sputnik Азербайджан
3/9
Хамамы, которые сохранились на территории страны, соединяют в себе как материальное, так и культурное наследие народа.
© Sputnik / Rahım MuradovОтличительной чертой всех бань на территории Азербайджана является то, что потолки строились в форме купола.
Отличительной чертой всех бань на территории Азербайджана является то, что потолки строились в форме купола - Sputnik Азербайджан
4/9
Отличительной чертой всех бань на территории Азербайджана является то, что потолки строились в форме купола.
© Sputnik / Rahım MuradovОдна из бань, сохранившихся в Астаре с XIX века.
Одна из бань, сохранившихся в Астаре с XIX века - Sputnik Азербайджан
5/9
Одна из бань, сохранившихся в Астаре с XIX века.
© Sputnik / Rahım MuradovПри входе, в центре здания хамама обычно находится бассейн.
При входе, в центре здания хамама обычно находится бассейн - Sputnik Азербайджан
6/9
При входе, в центре здания хамама обычно находится бассейн.
© Sputnik / Rahım MuradovКупальные комнаты поделены на четыре части.
Купальные комнаты поделены на четыре части - Sputnik Азербайджан
7/9
Купальные комнаты поделены на четыре части.
© Sputnik / Rahım MuradovПо краям бассейна из камня построены скамейки.
По краям бассейна из камня построены скамейки - Sputnik Азербайджан
8/9
По краям бассейна из камня построены скамейки.
© Sputnik / Rahım MuradovЖитель села Арчиван Интизар Мюрсалов.
Житель села Арчиван Интизар Мюрсалов - Sputnik Азербайджан
9/9
Житель села Арчиван Интизар Мюрсалов.
1/9
Хамам Мешади Абу Талыба, XIX век.
2/9
Культура хамамов с самых древних времен занимала особое место в жизни азербайджанского народа.
3/9
Хамамы, которые сохранились на территории страны, соединяют в себе как материальное, так и культурное наследие народа.
4/9
Отличительной чертой всех бань на территории Азербайджана является то, что потолки строились в форме купола.
5/9
Одна из бань, сохранившихся в Астаре с XIX века.
6/9
При входе, в центре здания хамама обычно находится бассейн.
7/9
Купальные комнаты поделены на четыре части.
8/9
По краям бассейна из камня построены скамейки.
9/9
Житель села Арчиван Интизар Мюрсалов.

Старые орнаменты, которыми украшались эти бани, сохранились и по сей день.

Бани, построенные астаринскими благотворителями

Бани, сохранившиеся в Астаре с XIX века, по архитектурным особенностям и возможностям использования можно считать чудом своего времени. Один из самых старых хамамов был построен в 1806 году Кербелаи Гамидом Абдуллой в деревне Арчиван. Этой баней, которая имеет 8 куполов, помимо местных жителей, пользовались также жители соседних деревень.
Баня в деревне Пенсар построена спустя 80 лет благотворителем Мешади Абу Талыбом, и имеет уже 10 куполов.

Джума мечеть в Газахе - Sputnik Азербайджан
Мог ли благотворитель построить мечеть на нечистые деньги?

Житель Пенсар Интизар Мюрсалов в беседе со Sputnik рассказал об истории строительства, а также особенностях этой бани.

"Мешеди Абу Талыб Гази Джахангир оглу родился в 1855 году. Он был одним из известных купцов своего времени, который также занимался благотворительностью. Он привел в нашу деревню самых искусных мастеров из Южного Азербайджана, которые и построили эту баню", – говорит Мюрсалов.

По его словам, Мешеди Абу Талыб при строительстве бани использовал кирпичи, которые обжигались в печи во дворе дома его отца, с применением состава из смеси яичного желтка и золы. При этом благотворитель лично участвовал в строительстве бани.

По словам Мюрсалова, баней в деревне Арчиван женщины пользовались в нечетные дни, мужчины – по четным дням.

Он также рассказал о том, что баня состоит из двух частей. При входе, в центре здания находится бассейн. По краям бассейна из камня построены скамейки, внутри которых есть ниши полукруглой формы, которые сделаны для обуви. С четырех сторон расположились раздевалки. В те времена не было электричества, здание освещалось за счет света, который поступал сквозь отверстия в куполах. Во втором отделении в двух местах установлены краны для холодной и горячей воды. Купальные комнаты поделены на четыре части. Жар от огня, который разводили в подвале, согревал баню и подавал пар в верхние комнаты.

"Как уже я сказал, мужчины и женщины делили дни на четные и нечетные, при этом в первые четные дни приходили молодые парни, а в остальные приходили мужчины средних и преклонных лет", – рассказывает Мюрсалов.

Отметим, что эта баня сегодня носит имя Мешеди Абу Талыба. Кроме того, этот благотворитель построил на территории деревни мечеть.

Лента новостей
0