О своем творчестве, успехах на международных выставках, любви к родной земле, взглядах на роль мужчин и женщин в развитии искусства, а также о том, зависит ли наличие таланта от гендерной принадлежности художника, в интервью Sputnik рассказала известная азербайджанская художница, которая живет и работает во Франции, Нигяр Нариманбекова.
- В 2016 году Вы были удостоены звания лучшего художника Франции и Европы. Поделитесь с нами, пожалуйста, своими впечатлениями по этому поводу.
— В ноябре 2015 года в Париже, под патронажем президента Франции Франсуа Олланда, прошла выставка современного искусства Art en capital 2015. В ней принимали участие более двух тысяч художников из разных стран. В Салоне независимых художников я представила публике свой новый диптих из двух картин, который называется "Адажио". Работа привлекла внимание зрителей и искусствоведов. И вот совсем недавно я узнала, что получила диплом Национальной федерации культуры Франции – "Золотая картина 2016", что является высшим знаком отличия и вручается за лучшую картину Салона независимых художников. Начиная с 1973 года, этот приз дается лишь одному художнику за самую лучшую картину во Франции и в Европе. Я чрезвычайно горда, что принесла своей Родине, любимому Азербайджану такую высокую награду, и что мое творчество так высоко отмечено во Франции и в Европе.
Хочу отметить, что мои картины очень любимы французской публикой, я являюсь участником многих выставок и арт-проектов Франции и Европы. В частности, в салоне Бизнес-арт в Центре Пьера Кардена я и мои коллеги-художники, члены Ассоциации Стелла арт интернешнл, членом которой я являюсь уже много лет, получили Гран При 2015 за достижения в современном искусстве, приз великого академика и доктора искусствоведения Жан Шарля Аше. А совсем недавно на фестивале изобразительного искусства "Традиции и современность 2016" в Москве, в выставочном пространстве "Манеж", я и группа художников Ассоциации получили приз "Аплодисменты жюри".
- Мужчины-художники зачастую считают себя в искусстве сильнее женщин. Однако такие художницы, как Вы, своим творчеством опровергают это утверждение.
— На протяжении многих веков в искусстве господствовало царство мужчин, женщины в эту святая святых не допускались. Но с наступлением ХХ века женщины стали активно внедряться в искусство. Я считаю, что женщины внесли в живопись очень много чувственности и тепла, ведь мужчины более рассудительны и работают больше от ума, а женщины более импульсивны, уязвимы. Женщины борются с несправедливостью, они яро и неистово доказывают, что могут принести миру необыкновенную искренность, что мужчинам не под силу.
Мне кажется, что такие художницы, как Фрида Кало и Тамара Лемпицка, ярко продемонстрировали обществу, что они невероятно сильные, фантастически одарённые и откровенные, и сделали в искусстве больше, чем многие мужчины. А вообще, когда говорят о великом искусстве, никогда не думают о половой принадлежности, главное — что хочет сказать миру художник. Художник – это особое существо, здесь разговор идет лишь о таланте, которым могут быть наделены как мужчина, так и женщина.
– Франция считается колыбелью современной культуры. Как, по-Вашему, оказывает ли среда во Франции какое-то особое влияние на формирование художника? Скажем, если бы Вы жили в Азербайджане, Ваше творчество было бы иным?
– Конечно, во все времена Франция считалась родиной искусств. Все художники считали, что для того, чтобы раскрыться, впитать в себя все новейшие тенденции, надо непременно пожить в Париже хотя бы пару лет. Здесь формировались сюрреалисты, импрессионисты, знаменитый французский классицизм.
Но мне необходимо приезжать в родной Баку, который я очень люблю. Это город моего детства, он дает мне заряд энергии для нового импульса и новых необыкновенных находок в творчестве. Именно это отличает меня от многих европейских художников, мой восточный абшеронский колорит. Поэтому все мои картины пронизаны сказками и легендами Азербайджана.
Моя бабушка Ирма Лярудэ была француженкой, а мой дедушка Фарман Ягуб Нариманбеков был азербайджанцем из аристократического карабахского рода, происходившим из Шуши. Поэтому мои картины такие, как говорят мои поклонники, волшебные и необыкновенно чувственные. Ведь эти две великие культуры смешались в моей крови и дали такой коктейль восточной сказочности и европейской утончённости.
– Среди художников бытует мнение, что живопись – это единственный в мире вид искусства, который позволяет мужчинам и женщинам мыслить идентично. Как Вы относитесь к этому утверждению?
– Вполне возможно, ведь не зря психологи говорят, что художники могут открывать самые потаенные стороны как женской, так и мужской натуры.
У меня сейчас готовятся новые картины из серии "Игрушки Любви" – "Марионетка", "Клетка", "Смутный объект желаний", "Поцелуй Нимфы", "Дочь Каспия", "Исповедь русалки". В этих картинах я прослеживаю сложность женской натуры, историю любви женщины к этому миру, к Богу, к мужчине. Это серия картин пользуется огромной любовью зрителя, во Франции она имеет феерический успех. Уже поступило предложение участвовать в выставке в Лувре в октябре этого года, ну и, конечно, на знаменитой выставке Art en capital в Париже в этом новом сезоне. Планов очень много, и я очень горда, что с честью представляю имя родного Азербайджана на лучших арт-площадках Франции и Европы.