Ильхам Мустафа, Sputnik Азербайджан
Случается, что человек раз, а то и дважды в жизни вынужден начинать все с нуля. В такие моменты некоторые, отчаявшись, видят избавление в самоубийстве, некоторые, обидевшись на жизнь, становятся затворниками.
Однако, есть люди, которые смиренно принимая все трудности, находят в себе силы начинать все сначала, работать, чтобы вернуть потерянное, хотя бы ради своих близких. Конечно, если вернуть все потерянное в их силах…
Сегодня мы в гостях именно у такого человека. Безжалостная война вынудила Магеррама Ширинова, так же, как и тысячи других кельбяджарцев, оставить родные места. Когда его семья в спешке покидала родную деревню Истису – одно из прекраснейших мест нашей родины — им не удалось взять с собой ровным счетом ничего.
Молодость Ширинова была беззаботной. После окончания художественной школы в Баку, он вернулся в Кельбяджар, где начал работать в районном краеведческом музее младшим научным сотрудником. Однако, оккупация азербайджанских территорий армянской стороной заставила его, так же как и почти миллион остальных вынужденных переселенцев, покинуть свой дом и начать свою жизнь сначала.
Большую часть жизни вынужденного переселенца Ширинов провел в Нафталане, в санатории Миль, где ютился с шестью членами своей семьи в одной комнате. Несмотря на инвалидность второй группы, он делал все для того, чтобы семья ни в чем не нуждалась. Врачи санатория выделили ему на первом этаже небольшую комнату, где он мог заняться любимым делом.
Однако, отсутствие средств для создания картин вынудило его заняться другим направлением – декоративным выжиганием по дереву. "Для рисования нужны краски, холсты, а это требует дополнительных расходов", – посетовал мастер.
Художник, вынужденный заняться выжиганием по дереву, говорит, что это достаточно сложный вид искусства.
"Если картину можно нарисовать за три дня, выжигание по дереву занимает 10-15 дней. Но, несмотря на это, найти заказчика и покупателя таких работ намного легче", — отметил он.
Работы мастера многократно выставлялись на всевозможных выставках. В 2009 году на выставке инвалидов он занял первое место. Правда, с тех пор он в этой выставке больше не участвовал: "У меня нет видимой инвалидности, а на той выставке участвуют люди, лишенные рук или ног. Поэтому я решил больше туда не ходить".
Несмотря на все стоявшие перед ним трудности, он дал детям высшее образование. Всю свою жизнь мастер зарабатывал, продавая свои работы, которые, кстати, стоят не так дорого — в крайнем случае 200-300 манатов за одно произведение.
"Случается, что работу, над которой я трудился две недели, приходилось продавать за 50 манатов. Если бы не война, если бы не моя жизнь вынужденного переселенца, я бы многое сделал, создавал бы настоящие произведения искусства. А так все это время я работал на то, чтобы окупить ежедневные расходы", – говорит художник.
Вот уже пять лет, как Ширинов практически отошел от дел. В 2011 году он переехал в жилой комплекс, построенный в Геранбойском районе для вынужденных переселенцев, из-за чего был вынужден бросить занятия творчеством.
В комплексе им выдали просторную двухкомнатную квартиру, что, конечно, его радует. Но здесь мастер никак не может найти где-нибудь комнату, которую можно было переделать под мастерскую.
Сегодня он не может принимать крупных заказов, берет только совсем небольшие, чтобы можно было сделать работу дома или во дворе. После переезда в новое жилье представители Исполнительной власти Кельбяджарского района дали слово выделить место для мастерской, но безрезультатно. В конце концов ему сказали, что выделят комнату под мастерскую в здании, которое планируется построить на территории комплекса для поминок и свадеб. Остается только надеяться…