Хикмет Орхун, Sputnik Азербайджан
Наш сегодняшний герой – житель деревни Чайлы Газахского района, художник Наджмеддин Гусейнов.
Он живет в небольшом доме, все еще не облицованном штукатуркой, поэтому продуваемом ветром со всех сторон. У художника нет денег даже на то, чтобы вставить свои работы в рамки, но все равно он ни на что не жалуется.
"Я счастливый художник, я никогда не падал духом, вот только бы наше государство выделило мне на покупку кистей и холстов денег — из тех, что тратятся на постройку огромных зданий – больше мне ничего не надо", – говорит он.
Однако, в последнее время необходимости в красках уже нет. Гусейнов выражает свои чувства на бумаге с помощью сажи. По его словам, подобные картины, написанные сажей, не встретить ни у одного художника в Азербайджане.
"Мастер всегда должен быть в поисках, поиски и привели меня к методу рисования копотью. Мне надоело однообразие красок, казалось, что все мои работы повторяют друг друга", – рассказывает он.
При этом он и не отрицает, что на покупку красок уходит много денег. "Я давно хотел что-то нарисовать копотью от лампы, но не мог найти метод, как именно рисовать. Однажды взял лист бумаги, начал постепенно чернить копотью, смотрю, получается. С тех пор нарисовал немало работ", – говорит художник.
В поисках тем для своих произведений
Сейчас он ищет другие цвета сажи, хочет создавать разноцветные картины. Например, копоть от лампы и от свечи имеют разные оттенки, а копоть о резины имеет голубоватый оттенок.
"Иногда мне кажется, что даже картины на разные темы, написанные копотью, похожи друг на друга. Надо искать что-то еще более интересное. Надеюсь, что я, сжигая разные вещи, смешивать их копоть, смогу получить новые цвета", – продолжает Гусейнов.
До сих пор он нарисовал более двух тысяч картин. И еще столько же он выбросил, сжег или порвал, потому что он они ему не нравились. Человек, который хотя бы немного разбирается в искусстве, наверняка будет восхищен неповторимостью произведений Наджмеддина. В каждой его работе есть что-то от него самого, его переживаний, детства.
У него нет других проблем, кроме как поиск тем для своих произведений. Он чрезмерно внимателен к своей работе, к искусству.
Не претендуя на стихотворчество, иногда он пишет афоризмы неполной рифмой: "Я стараюсь найти в своих картинах цвета слова, и в стихах – слова цвета".
Каждая его картина может что-то сказать окружающему миру: о призыве к миру, согласию, о ранах, нанесенных миру войнами, о капризах детей, порой и о духовной нищете людей. Однако, ни в одной его картине нет отрицательной энергии, ни одна не внушает пессимизм.
Художник-затворник
Зачастую окружающие люди его не понимают, да в общем-то, они и не обязаны. То, что они не понимают его и его работы, не беспокоит художника, более того, иногда он делает это темой своей очередной работы.
Нет ничего, чтобы могло бы отвратить его от рисования, помешать заниматься им, однако все-таки для того, чтобы не оказаться под влиянием отрицательной энергии людей, и более свободно заниматься любимым делом, он как бы отдалился о общества, можно сказать, стал затворником.
"Если честно, причины моем затворничества также имеют и материальную сторону, ведь прогулки, поездки в Баку, в районный центр, вообще, жизнь среди людей — все это деньги. С другой стороны, мое затворничество само по себе приводит к материальным проблемам. Из-за того, что я вообще не меркантилен, я не задумываюсь об этом. Может это звучит шаблонно, но искусство должно жить ради искусства", – считает художник.
К нему относятся, как к чужому
Гусейнов родился в 1955 году. В свое время, ввиду материальных проблем в семье, он не смог получить высшее образование, но отучился в художественной школе. Является членом Союза художников Азербайджана. Он никогда не был "пробивным" человеком, может быть, именно поэтому Союз, членом которого он является с 2011 года, не оценил его по достоинству.
У него растут двое детей. Как только я зашел в дом, его старший сын Талех отвел меня в сторону и стал, стесняясь, рассказывать о проблемах семьи. По его словам, в Союзе художников говорят, что ценят работу Гусенова, но стипендия ему не выделяется.
"Такое равнодушие к моему отцу меня беспокоит. Он посвятил этому искусству всю свою жизнь, а его не оценили. Я бы очень хотел, чтобы правительство страны, Министерство культуры и туризма, Союз художников увидели, наконец, его самоотдачу работе, и обеспечили его нормальное существование. Хотя бы пусть выделят ему месячную стипендию, чтобы он мог жить", – сказал сын художника.