БАКУ, 28 апр — Sputnik. Проживающий в Нидерландах режиссер азербайджанского происхождения Тимур Исмайлов поделился со Sputnik Эстония планами на будущее и размышлениями о кино в целом, а также рассказал о своем новом фильме "Объявление".
Сейчас режиссер готовит к выходу на экраны новый фильм "Объявление", сценарий которого основан на рассказе Анары Ахундовой, азербайджанской писательницы. Последнее время она живет в Эстонии.
— Как родилась идея снять этот новый фильм?
— Я прочитал сборник новелл "Шум ветра майского" молодой писательницы Анары Ахундовой. Один из ее рассказов меня заинтересовал. Мне понравился замысел, простота сюжета, он меня тронул. И я какое-то время ходил с мыслью о том, как бы реализовать эту идею.
Вскоре я узнал о новом проекте голландского Кинофонда, который выделял финансирование на съемку короткометражных фильмов, и решил принять участие в конкурсе. Это особый проект, он инициирован только лишь в 2015 году министром культуры Голландии госпожой Буссенмакер, которая решила выделить дополнительный бюджет для поддержки молодых перспективных режиссеров.
Я написал сценарий на основе рассказа, связался с продюсером, мы подали заявку, и наш проект в числе прочих отобрали. Рассказ называется "Пианино", а фильм — "Объявление" (по-голландски — Advertentie).
— В этой ситуации вы считаете себя азербайджанским режиссером или голландским?
— Это сложный вопрос. По национальности я азербайджанец, вырос в Баку. Но в то же время я гражданин Голландии, прожил здесь много лет, учился на голландском языке. Думаю, мое мировоззрение, позиция в определенных вопросах, какие-то установки остаются изначально, не сказал бы, азербайджанскими, но, скорее, бакинскими. Соответственно этому я выбираю материал, который мне близок, интересен и в то же время такой, чтобы он был понят голландцами.
— Новый фильм будет понятен голландцам?
— Действие рассказа не привязано к какой-то конкретной стране. Этим мне и понравилась история. Ведь если сюжет интересен, если в нем отражаются ценности общечеловеческие, гуманистические, то смысл его будет понятен всем людям на всей планете. Я увидел возможность заинтересовать этим материалом кинофонд Голландии. Конечно же, мне нужно было адаптировать сюжет для голландской реальности. Соответственно, главные герои у меня — голландцы.
— А если бы в рассказе было больше ментальных привязок, в частности к Азербайджану, было бы это интересно голландскому кинофонду?
— Мне сложно ответить за всех представителей кинофонда. Они в первую очередь думают о голландском зрителе — что естественно. Азербайджан еще не изведан здесь. А все неизведанное — интересно, экзотично. Я считаю, что есть потенциал в развитии культурных связей между этими двумя странами — Нидерландами и Азербайджаном. И я не отрицаю того, что фильм, скажем, про эмигрантов из Азербайджана был бы интересен.
Кстати, у меня есть идея именно такого сюжета, на которую я сейчас ищу финансирование. Но это намного сложнее, чем когда у тебя в сценарии главный герой голландец. Это связано со спецификой голландского фонда кино. Кино зависит от финансирования. Ты как режиссер не только художник, но должен принимать решения, которые будут успешны с точки зрения финансирования.
Если сравнивать Голландию, например, с Францией или Германией, то эти страны часто поддерживают проекты, которые вообще никакого отношения к ним не имеют. Но это большие страны, которые имеют больше возможностей, в том числе финансовых. Голландия — маленькая европейская страна, которая в первую очередь заинтересована в продвижении собственной культуры.
— Расскажите подробнее о новом фильме. Как и где проходили съемки? Хорошая ли съемочная группа у вас была?
— "Объявление" мы снимали в декабре прошлого года (2015) в Лейдене, небольшом городе под Амстердамом, где я и живу. Я пытаюсь в своих фильмах отражать часть моей жизни, не обязательно, чтобы это было что-то автобиографическое, но то, что мне близко, понятно, то, что я хорошо знаю.
У нас подобралась сильная интернациональная съемочная группа. Опытный оператор Алекс Ваудс, лучший стедикамщик Бельгии Джо Вермеркер, британский художник-постановщик Барни Монк, звукорежиссер — Гёкхан Джейлан, этнический турок, который родился и вырос в Голландии. Помимо того что он закончил факультет звукорежиссуры в Киноакадемии, он музыкант — очень талантливый гитарист — и композитор. Именно он написал музыку к моему фильму Above and Below, который я снял в Баку в 2013 году, и мой постоянный монтажер со времен "Бинго" Аннелотте Мейдема. Кроме того, в фильме звучит музыка всемирно известного голландского композитора Симеона тен Холта.
Продюсер проекта — мой сокурсник по Нидерландской киноакадемии и друг Павел Ананич. Это молодой продюсер, он живет и работает в Амстердаме. Так же как и я, он иммигрант, родился в Москве и переехал вместе с матерью в Голландию, когда ему было 13 лет. Он был одним из первых, кто поверил в этот рассказ и приложил очень много усилий для того, чтобы проект состоялся.
Что его отличает от среднестатистического голландского продюсера — это большая любовь к кино, его необузданная энергия и энтузиазм, в то время как большинство продюсеров, которых я знаю, — это в основном прагматичные пресыщенные бизнесмены и бухгалтеры, которые в первую очередь заинтересованы прибыльностью проекта, а не его художественным качеством.
— Сложно ли было подобрать актеров?
— Сложность была в том, что главная героиня рассказа — талантливая пианистка, которая виртуозно владеет инструментом. И мне было важно, чтобы актриса сама играла на пианино. Во время подготовительного периода я пересмотрел все более или менее известные фильмы, где главный герой или героиня играют на пианино или рояле. Везде вопрос решался монтажом: общим планом показывается, как актер нажимает на пару клавиш, потом дается крупный план лица и потом руки дублера-пианиста.
Я не хотел решать этот вопрос так, я хотел снимать ключевые сцены игры на пианино долгими планами. Так что задача у меня была двойная: не только найти хорошую актрису, но и чтобы она смогла виртуозно сыграть на пианино. И не что-нибудь, а фугу Баха. Поиск такой актрисы занял у меня три месяца. В кастинге участвовали как актеры, умеющие немного играть на пианино, так и профессиональные пианисты.
Я уже чуть было не отчаялся, но в конце концов нашел через кастинговое агентство молодую актрису Вупи ван Раам — голландку, которая сейчас живет в Лондоне и учится на последнем курсе одной из самых престижных театральных академий мира. До поступления в театральную академию она закончила консерваторию в Голландии по классу пианино. Она идеально подошла на эту роль.
А главную мужскую роль сыграл Рэймонд Тири — голландская кинозвезда, которому очень понравился сценарий. Его участие в фильме было одним из решающих факторов успеха съемок.
— Новый фильм перекликается с предыдущими работами? Чем он отличается от них? В чем похож?
— Этот проект отличается тем, что я не являюсь автором идеи. Но мне близка эта тема, она перекликается с предыдущими моими работами тем, что в рассказе представлен очень тонкий психологический портрет главной героини, которая находится на жизненном перекрестке. Не буду раскрывать сюжет, скажу только, что мы наблюдаем сложное, даже трагичное событие в жизни героини.
Как и в моих предыдущих работах, этот человек находится на каком-то пороге, у него были мечты, у него есть страхи — это всегда меня интересовало в персонажах. Я люблю рассказы, которые психологически тонко построены, в которых сюжетные линии не доминируют, а органично вытекают из психологии самого персонажа. И еще различие в том, что в моих предыдущих фильмах главные герои — мужчины, а здесь — женщина.
— Мужчине-режиссеру сложно показать внутренний мир женщины?
— Повторюсь, не я автор идеи. Анара Ахундова уже изначально заложила определенный психологический костяк, который ей, как женщине, понятен. Кроме того, я не считаю, что гендерное различие меняет коренным образом меру восприятия. У всех есть мечты, и мы, каждый по-своему, пытаемся их достичь. Женщине может быть сложнее в определенном смысле. Конечно, многое зависит от культуры, среды. Но для меня это интересная режиссерская задача — в рамках короткометражного фильма показать женский психологический портрет.
— Ваш предыдущий фильм Above and Below был снят в Азербайджане. Расскажите о нем.
— Вообще об этих съемках можно отдельный роман написать или сценарий и снять фильм — получится трагикомедия с элементами триллера. Это я сейчас шучу, но тогда было не до смеха. Мой бакинский проект был один из пяти киноновелл в составе киноальманаха "Городские мотивы" и в производственном смысле самый сложный.
Изначально сценарий назывался "20-й этаж". Главный герой — молодой сельский парень, который работает на стройке двадцатиэтажки в Баку и боится высоты. В оригинале я хотел снять фильм на 60-70 процентов на строительном кране. Причем сразу же отказался от компьютерной графики, что мне в первую очередь предложили на киностудии "Азербайджанфильм". Исходя из своей стилистики, я хотел снимать все вживую. Помимо всего прочего для хорошей компьютерной графики просто не было бюджета.
Когда я после долгой разлуки приехал в Баку, то был поражен масштабом стройки, которая шла в городе. Я подумал, что с учетом такого размаха строительства можно будет легче осуществить мою задумку. Потому что в Голландии на такие съемки требуется множество разрешений, справок. Поначалу в Баку складывалось все хорошо. Я приехал в конце августа 2013 года и планировал снять фильм в сентябре. Но строительная компания, которая изначально дала добро, затем отказалась, так как не хотела нести риски, связанные со съемками.
Я прождал несколько месяцев, пока не наступила глубокая осень с сильными бакинскими ветрами, когда на кране вообще запрещено работать по технике безопасности, не говоря уже о том, чтобы там снимать кино. И к тому же я заболел бронхитом — организм был сильно ослаблен из-за сильного стресса и из-за перенесенной операции в Голландии накануне приезда в Баку.
Продюсер Ирада Багирзаде, которая уже сама была не рада, что взялась за этот проект, сказала мне в один прекрасный день: "Тимур, может быть, вы уже домой поедете?" Так я всех достал своим краном. Но я наотрез отказался. Я обратился к директору киностудии Мушфигу Хатамову, он благодаря своим связям нашел стройку со старым советским краном, и я за ночь переписал сценарий про то, как старый кран сломался. Так мы и сняли этот фильм.
Все-таки, несмотря на все сложности, это было очень хорошей школой. Но тогда я просто все проклинал! (Смеется.)
— Процессы кинопроизводства в Азербайджане и Голландии сильно отличаются?
— В Баку не было проблемы с техникой, например. То есть в моем распоряжении была самая новейшая, последняя техника, которая используется при съемках европейских фильмов. Проблема была с некоторыми техническими специалистами. Так, например, в Азербайджане еще нет культуры "живого звука", то есть записи звука на съемочной площадке, поэтому часто приглашают зарубежных специалистов.
Основные сложности были с кадрами среднего звена, а именно с ассистентами продюсеров, со вторым режиссером, со звукорежиссерами, людьми, которые воплощают задумку режиссера. Режиссеру нужна армия, чтобы снять фильм, армия профессионалов. Режиссер может быть мозговым центром, он координирует весь художественный процесс, но без сильной команды ему сложно делать кино.
— А если сравнить уровень современного азербайджанского кино с уровнем в европейских странах?
— Любая европейская страна успешна в этом отношении, и процесс кинопроизводства в Европе работает слаженно. Я не говорю о содержании — это другой вопрос. Связано это не с тем, что у европейских стран больше денег или больше дисциплины или талантов — все эти ресурсы есть и у Азербайджана. У европейских специалистов больше опыта. Там человек, начав ассистентом, поднимается по иерархической лестнице, и этот опыт накапливает. Если в Азербайджане станут больше снимать кино, то и опыта будет больше.
Я думаю, сейчас происходит возрождение азербайджанского кино. Появляется все больше талантливых режиссеров. Есть и финансирование, и поддержка со стороны Министерства культуры. Хотя, на мой взгляд, недостаточная. И необходимо отремонтировать здание киностудии "Азербайджанфильм", не знаю какая обстановка сейчас, но пару лет назад все было в очень запущенном состоянии.
— Вы планируете еще снимать в Азербайджане?
— С удовольствием, если представится такая возможность. Но только не про кран и не про стройки (смеется). У меня есть пара идей, которые я давно уже вынашиваю и хочу воплотить. Ну а пока мои силы направлены на завершение нового фильма.
Справка
Тимур Исмайлов родился и вырос в Баку. Первое высшее образование, экономическое, получил в России, второе, режиссерское, в Нидерландской киноакадемии в Амстердаме. Одна из самых нашумевших работ Тимура, короткометражный фильм "Бинго", в свое время облетела около 70 международных кинофестивалей и собрала 18 наград, среди которых главный национальный приз Голландии "Лучший студенческий фильм — 2009" на Нидерландском национальном кинофестивале и приз Гильдии кинокритиков России на КФ "Кинотавр — 2010". Тимур живет и работает в Голландии. Свой предыдущий фильм Above and Below ("Наверху и внизу") он снял в Баку.