16:07 28 Сентября 2020
Прямой эфир
  • USD1.7000
  • RUB0.0274
  • EUR1.9035
Пресс-центр
Получить короткую ссылку
3184 0 0

Эксперты обсудили сотрудничество в сферах энергетики и транспорта стран Каспийского региона по прошествии двух лет с момента подписания "Конвенции о правовом статусе Каспийского моря".

БАКУ, 14 авг — Sputnik. В связи с развитием в Европе "зеленой энергетики" интерес западных стран к Каспийскому региону снижается, заявил научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Притчин в ходе онлайн-видеомоста Баку-Нур-Султан-Москва на тему "Каспийские перспективы в период пандемии", организованном мультимедийным пресс-центром Sputnik Азербайджан.

Притчин напомнил, что 12 августа 2018 года после 24 лет обсуждений между Россией, Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном была подписана "Конвенция о правовом статусе Каспийского моря", и по прошествии двух лет только Иран не ратифицировал этот документ.

"В самом Иране консерваторы данное соглашение критикуют, заявляя, что оно не в полной мере отвечает национальным интересам, хотя именно официальный Тегеран является ключевым бенефициарием. Конвенция, которую называют Конституцией Каспия, запрещает наличие в регионе военных баз других стран, в то время как Иран, кроме севера, окружен базами иностранных государств", - отметил Притчин.

Российский эксперт не обошел стороной тему развития транспортных коридоров в Каспийском регионе, отметив предпринятые Азербайджаном в этом направлении шаги по развитию коридоров "Север-Юг", ТРАСЕКА, а также железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс. Однако, и здесь не обошлось без очередной порции критики в адрес Ирана.

Премьер-министр Азербайджана созвонился с исполнительным директором группы BP >>

"Эффективность коридора "Север-Юг", который стартовал в 2000 году, была бы намного выше, если бы Иран смог достроить внутри страны железную дорогу до границы с Азербайджаном, соединившись тем самым с азербайджанскими и российскими железными дорогами. Но по прошествии 20 лет эта работа до сих пор не выполнена", - подчеркнул российский эксперт.

Со своей стороны, не согласился с российским экспертом в вопросе снижения интереса западных стран к Каспийскому региону профессор Бакинского госуниверситета, заведующий кафедрой экономической географии БГУ, доктор наук Чингиз Исмаилов. По его словам, Запад нуждается в альтернативных источниках углеводородов. Только Туркменистан по своим запасам занимает третье место в мире. Азербайджан, в свою очередь, успешно реализует инфраструктурные проекты, которые позволят поставлять каспийский газ на рынки Европы. Так, на сегодняшний день построено 97% Южного газового коридора (ЮГК). В дальнейшим, после прокладки по дну Каспийского моря Транскаспийского газопровода, туркменский газ также может поставляться по ЮГК на европейские рынки.

"Относительно "зеленой экономики", то даже в Европе на ее долю приходится пока 10% рынка, и она требует много финансовых ресурсов и новых технических решений, в то время как отдача альтернативной энергетики невысока. Тем самым, в ближайшие пять-десять лет нефть и природный газ будут востребованы", - отметил Исмаилов.

Мнение же относительно "зеленой экономики" казахстанского эксперта Замира Каражанова сводится к тому, что в мире сейчас прослеживается тенденция к переходу от более "грязного топлива" - нефти - к природному газу.

Президент Алиев отправил в море опорный блок месторождения "Карабах" >>

"В то же время не стоит забывать, что нефть - исходный материал для промышленности. То есть можно акцентировать внимание на нефтехимической промышленности для выпуска пластмасс, целлофана, спрос на которые будет возрастать", - заключил Каражанов.

По теме

Азербайджан и Россия делают Каспийский регион безопаснее
Отношения Азербайджана и России находятся на стадии динамичного развития - Климов
Путин ратифицировал Каспийскую конвенцию
Что дал Азербайджану первый Каспийский экономический форум - мнение экспертов
Теги:
Европа, Углеводороды, Каспийское море

Главные темы

Орбита Sputnik