БАКУ, 28 апр — Sputnik, Айгюль Тагиева. Транспортные и логистические проекты всегда были приоритетными направлениями внешнеэкономической политики Азербайджана. А как же иначе, ведь страна расположена на пути прохождения мировых транспортных маршрутов, связывающих Север с Югом, а Восток - с Западом.
В современном мире Азербайджан играет важную роль в региональных логистических и транспортных проектах, и все благодаря хорошей инфраструктуре – в стране проложены качественные железнодорожные и автомобильные дороги, морские порты из года в год модернизируются, чтобы увеличить мощности получения и отправки грузов.
Азербайджан - важное звено в проекте Железнодорожного Шелкового Пути, частью которого является успешно реализованный проект Баку-Тбилиси-Карс. Возрожденный Шелковый путь нацелен на соединение производства Азии с рынком сбыта Европы.
Связывая Восток с Западом, Азербайджан также находится в центре проекта Юг-Север, призванного связать южные порты Индии с Россией, через территорию Ирана и Азербайджана.
Значения сухопутного сообщения между Азией и Европой стало очевидным после того, как пандемия коронавируса ударила по авиасообщению между странами. Согласно отчету мировых транспортных организаций, наименее пострадавшим видом грузоперевозок в период пандемии стали грузоперевозки автодорогами и железнодорожными путями. Так, Китай, например, удвоил железнодорожные перевозки в Европу, через территорию России.
Инцидент в Суэцком канале также повысил интерес к альтернативным поставкам грузов. Напомним, контейнеровоз Ever Given длиной в 400 метров 23 марта направлялся из КНР в Роттердам и сел на мель на 151-м километре канала, перегородив его на шесть дней и заблокировав движение. Судно сняли с мели 29 марта после нескольких попыток, в операции участвовали более 15 буксиров, навигация возобновилась. Последние из 422 судов, ожидавших очереди из-за инцидента, прошли канал 3 апреля.
Таким образом, по степени рентабельности и срокам доставки наиболее выгодным ныне являются грузоперевозки с использованием сухопутных маршрутов. И именно поэтому резко возрос интерес к транспортным проектам, призванным связать производство и рынки сбыта.
После недавнего военного успеха Азербайджана в Карабахе актуализировался вопрос разблокировки региональных транспортных узлов, и Азербайджан, в случае его успешного решения, превратится в важнейшего игрока международной логистики и транспорта. Так, открытие Зангезурского коридора и разблокировка путей сообщения в регионе приведет к повышению интереса к нему. А сотрудничая в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Азербайджан и страны-члены организации могли бы еще больше увеличить значимость региона в качестве логистического и транспортного хаба, и воспользоваться выгодой, которую принесет данное сотрудничество.
Именно в этом контексте, и учитывая возрастающую значимость сухопутных перевозок, интеграция Азербайджана в Евразийский экономический союз сыграет немаловажную роль, в первую очередь для самого ЕАЭС. Страны-участницы союза могли бы воспользоваться уже налаженным транспортным маршрутом для экспортно-импортных операций товаров и сырья.
Интеграция Азербайджана в ЕАЭС, скорее принесет выгоду странам-участникам союза, которые смогут воспользоваться логистическими возможностями региона и осуществлять грузоперевозки между собой на выгодных условиях.
Статус наблюдателя или членство в ЕАЭС: что думают в Баку >>
Перспективы сотрудничества Азербайджана и ЕАЭС в транспортных проектах, несомненно, важны, однако тут не стоит забывать и о том, что перед страной в настоящее время стоят более важные экономические вопросы, считает депутат парламента АР Арзу Нагиев.
"Перед экономикой Азербайджана сейчас стоят более глобальные вопросы. Приоритетом является восстановление освобожденных от армянской оккупации территорий", - убежден Нагиев.
По мнению депутата, прохождение через территорию Азербайджана крупных транспортных коридоров, таких как Шелковый путь, Север-Юг и Восток-Запад, очень важно с точки зрения логистики региона, и Баку в этом вопросе может стать важным стратегическим партнером ЕАЭС.
"При этом, нельзя забывать, что Армения, которая также является страной-участницей ЕАЭС, может препятствовать интеграции Азербайджана в него. Сближение Азербайджана с ЕАЭС в той или иной форме, возможно только после открытия транспортных узлов в регионе", - подчеркнул Нагиев.