БАКУ, 13 ноя — Sputnik, Фуад Ализаде. Около 60% азербайджанского парка легковых автомобилей - это старые машины, уверены эксперты. Так что даже с учетом роста импорта автомобилей в страну понадобится не одно десятилетие, чтобы вывести из эксплуатации покрытые ржавчиной и загрязняющие окружающую среду "жигули" и "мерседесы".
Какие автомобили больше угрожают жизни пешеходов - исследование >>
По итогам 2018 года по дорогам Азербайджана бегают 1,170 миллиона автомобилей, следует из данных Государственного комитета по статистике АР (ГКС). Соответственно, свыше 700 тысяч автомобилей в стране требуется обновить.
Между тем, по данным Государственного таможенного комитета АР, по итогам января-сентября 2019 года в страну было ввезено 27,825 тысячи автомобилей, что на 13,145 тысячи единиц, или почти вдвое превышает импорт авто за аналогичный периодом 2018 года.
Если рост импорта сохранится и далее, по итогам этого года в Азербайджан может быть ввезено более 35 тысяч автомобилей. Иными словами, даже если привозить только новые машины, заменить 700 тысяч старых такими темпами можно будет лишь на протяжении 20 лет. Впрочем, за два десятилетия еще не одна тысяча "железных коней" выработает свой эксплуатационный ресурс.
На первый взгляд, на дорогах столицы очень редко можно встретить поржавевший автомобиль. Однако рядом с овощными и строительными рынками, а также пунктами по приему металлолома старые легковушки, на которых перевозят мелкие грузы, попадаются довольно часто. Наибольшим спросом у данной категории извозчиков пользуются автомобили ВАЗ-2104 советского и российского производства 1984-2012 годов, кузов которых сзади, под весом груза, порой скребет по дороге.
Не выпустят: в РФ готова система неотвратимости штрафов для иностранных нарушителей >>
Еще больше "советских" машин можно встретить в регионах. Безусловным лидером среди данных автомобилей являются ВАЗ (в простонародье "жигули"), даже можно найти "копейку" советских времен - ВАЗ-2101. Особым уважением в провинции и даже в столице по-прежнему у некоторых любителей пользуется ГАЗ-21 Волга, выпускавшаяся в 1956-1972 годах. По официальной статистике, в Азербайджане каждый третий автомобиль - марки ВАЗ, вместе с другими советскими и постсоветскими марками это уже составляет едва ли не половину автопарка. Не все такие автомобили обветшали, но львиная их доля все-таки нуждается в переплавке.
В отличие от регионов, улицы Баку заполнены в основном авто из стран дальнего зарубежья. Среди иномарок безусловным лидером был, есть и, надо полагать, будет продукция немецкого концерна Daimler AG – Mercedes. Каждый шестой автомобиль на дорогах столицы - этой марки, которая опережает по популярности ближайших конкурентов - производителей из Южной Кореи и Японии.
Однако именно "мерседесы" станут головной болью через 20 лет, так как значительная их часть выпущена не позднее 2000 года. Это значит, что к рассматриваемому сроку в Баку может оказаться множество машин с сорокалетней историей, которые, естественно, не будут ни безопасными, ни экологически чистыми. К слову, бакинцы чаще всего покупают южнокорейские и японские авто новыми, с минимальным пробегом, в том числе потому, что у них нет такой репутации сверхнадежных, как у "немцев".
Азербайджанские автомобили вскоре появятся на российских дорогах >>
Между тем, в Азербайджане за девять месяцев этого года на покупку автомобилей и запасных частей было потрачено 633 миллиона долларов, что на 223 миллиона долларов, или 54% больше, чем годом ранее. В результате доля транспортных средств и запчастей к ним выросла в общем импорте страны с 5,2% за девять месяцев 2018 года до 6,1% за три квартала этого года.
Можно ожидать, что на импорт авто и запчастей за весь 2019 год азербайджанцы потратят почти миллиард долларов. Несколько снизить утечку валюты из страны можно за счет налаживания местного производства. По данным Госкомстата, в январе-сентябре в стране было выпущено 1688 автомобилей, и это в 6,5 раза превышает прошлогодние цифры. Но импорт превышает производство в 16 раз.
Стоит также задача не только собрать автомобиль в стране, но еще и продать его потребителю, и здесь пока остается желать лучшего: по данным ГКС, если на начало этого года на продажу было выставлено 193 готовых автомобиля, то на 1 октября их число выросло до 325. Так что сейчас важно создать для покупателей благоприятные условия - к примеру, в виде предельно выгодных кредитов, иначе азербайджанцы и дальше будут покупать старые импортные авто.
Вопрос риторический: как заинтересовать жителей Азербайджана экологическими авто? >>
Не исключено, что невысокий спрос на местную продукцию вызван тем, что в Азербайджане собираются машины на базе китайской Lifan, итальянского Reno или французского Peugeot, которые популярностью у азербайджанцев явно не пользуются. И надо думать, автозаводам стоит сконцентрироваться на переговорах с немецкими автопроизводителями, которые давно уже создали свои автосборочные предприятия в странах постсоветского пространства. А если "немцы" будут выпускаться в стране, вполне возможно, что владелец старого Mercedes, сдав его в утиль, купит авто этой же марки местной сборки, причем речь будет о десятках тысяч транспортных средств.