Анастасии Вертинской – 75 лет! Каждый фильм, в котором снималась эта выдающаяся актриса, становился знаковым явлением в культурной жизни громадной страны. Из прожитых ею лет шестьдесят она отдала искусству. Ведь, когда снимали "Алые паруса", Насте еще не было шестнадцати лет. Но, наверное, Анастасии и ее старшей сестре Марианне по рождению полагалось связать свою жизнь с искусством.
Товарищ Бродяга: король индийского кино Радж Капур родился 95 лет назад >>
Родилась Анастасия Вертинская 19 декабря 1944 года в семье великого шансонье Александра Вертинского и художницы, актрисы, бесподобно красивой женщины Лидии Вертинской. Они с сестрой получили прекрасное образование и тот образ жизни, который окружал их с самого раннего детства, не оставлял сомнений, что эти очаровательные девчушки свяжут свою жизнь с искусством.
Анастасия Вертинская стала широко известна после своего кинодебюта в фильме великого сказочника советского кино Александра Птушко "Алые паруса". Режиссер филигранно точно выбрал Вертинскую для исполнения роли Ассоль, и девушка на долгие годы стала олицетворением романтической веры в прекрасное будущее, что было в те времена в СССР довольно актуально.
Юная актриса играла в этом фильме с уже признанными мастерами актерского цеха Иваном Переверзевым, Сергеем Мартинсоном и восходящими звездами того времени Василием Лановым и Олегом Анофриевым. Вертинская в будущем не очень жаловала свою первую роль, ибо тогда она была еще далека от какого-либо актерского мастерства. Да, действительно, профессионализма не хватало и настолько, что озвучивала героиню другая актриса, а именно Нина Гуляева. Тем не менее, искренности и очарования Анастасии хватило, чтобы покорить многомиллионную аудиторию любителей кинематографа.
Должен отметить, что к своему второму фильму, экранизации режиссеров Казанского и Чеботарева произведения фантаста Александра Беляева "Человек-амфибия", юная актриса уже поднабралась профессиональных навыков, вместе с тем не растеряв полюбившуюся зрителям искренность. Она прекрасно справилась с ролью Гуттиэре, и они с Владимиром Кореневым надолго запечатлелись в памяти зрителей, как одна из самых красивых пар советского кино.
Анастасия Вертинская, несмотря на оглушительный успех, который она имела в кино, все же очень хотела играть в театре и в 1962 году восемнадцатилетнею девушку приглашает Московский театр имени Пушкина. По словам самой актрисы, она была убеждена в том, что зрелое актерское мастерство может дать только театр. После пушкинского театра она играла в театре Вахтангова, потом были "Современник" и театр на Таганке и наконец МХАТ.
Вертинская вспоминала, что только после прихода в МХАТ она почувствовала себя на необходимом ей уровне профессионализма. На сцене актриса создала целый ряд запоминающихся образов и особенно в спектаклях, поставленных по пьесам мировой и русской классики.
Невинное обаяние: памяти несравненного актера советского кино и театра >>
Она запомнилась взыскательным театралам исполнением ролей Елены Андреевны в "Дяде Ване" Чехова, Эльмиры в "Тартюфе" Мольера, Нины Заречной в "Чайке" Чехова, Лизы в "Живом трупе" Толстого. Отмечу, что в постановке великого Анатолия Эфроса шекспировской "Бури" актриса блистательно сыграла роли Проспера и Ариэля.
В конце восьмидесятых Анастасия Вертинская сама поставила спектакль "Мираж, или Дорога русского Пьеро", посвященный столетию своего отца. Вертинская была автором пьесы, и сама же сыграла главную роль - Александра Вертинского.
Актер, режиссер, гений и основатель неореализма: памяти Витторио Де Сика >>
Однако, несмотря на успешную театральную карьеру, надо все же отметить, что громадную популярность Вертинской принес кинематограф. После потрясающего успеха "Алых парусов" и "Человека-амфибии" возник некоторый перерыв, но затем последовал воистину подарок судьбы…
Великий режиссер Григорий Козинцев пригласил Вертинскую сняться в экранизации бессмертного произведения Шекспира "Гамлет". Пригласил на роль Офелии! Это было для актрисы неожиданностью и большой ответственностью. В фильме были заняты могучие актеры. Отца Офелии Полония играл знаменитый Юрий Толубеев, а Гамлета несравненный Иннокентий Смоктуновский. Однако молодая актриса не затерялась среди своих именитых партнеров и смогла воплотить на экране запоминающийся образ шекспировской героини.
Без всякого сомнения, роль Офелии стала очень важной вехой в карьере Вертинской. После удачи в "Гамлете" Анастасия становится весьма востребованной именитыми режиссерами. Она продолжает поднимать уровень своего актерского мастерства, учась в знаменитом театральном училище имени Щукина, но это не мешает Сергею Бондарчуку пригласить ее на роль Лизы Болконской в свою бессмертную экранизацию гениального романа Льва Толстого "Война и мир". Вертинская блистательно справилась с ролью, точно выполнив трактовку Бондарчука. Совместными усилиями они сделали Лизу трагической фигурой. Вертинская потом говорила, что именно играя эту роль, она поняла, что, не играя трагедии, можно придать роли трагическое звучание.
Следом за "Войной и миром" Вертинская снялась в роли Кити в еще одной экранизации произведения Льва Толстого - "Анна Каренина" . И вновь актрисе удалось придать своей героине очаровательность и женскую загадочность, что особенно ценил великий создатель бессмертных романов.
Вечный диалог со зрителем: взлеты и падения Моники Витти >>
Совсем молодой Вертинской удалось в самом начале своей карьеры сыграть целый ряд запоминающихся образов мировой классики. Актриса популярна и любима зрителями и востребована талантливыми постановщиками.
Она снимается в это время в очень талантливых лентах: "Не горюй!", "Влюбленные", "Преждевременный человек", "Случай с Полыниным", "Человек на своем месте".
В конце семидесятых Михаил Козаков снял телевизионный фильм "Безымянная звезда", ставший запоминающимся кинематографическим событием. Сняв свой фильм по одноименной пьесе румынского драматурга Себастиана, Козаков умело передал на экране скучную, тягучую реальность, которая прерывалась неким особым событием, произошедшим в захолустном городке. Этим событием была светская дама Мона, которую высадили из поезда. Светскую львицу блестяще сыграла Анастасия Вертинская. Ее дуэт с Игорем Костолевским в этом фильм был изумительным. А как она великолепно сыграла эпизод встречи со свои покинутым возлюбленным (Михаил Козаков), который находит ее в этой провинции. Один из самых удачных эпизодов этой блистательной кинокартины.
Наверное, мало кто знает этот факт, но Вертинская прекрасно озвучивала картины. Как, например, в "Трех мушкетерах" Юнгвальда-Хилькевича она озвучивала Ирину Алферову в образе Констанции. Тогда же за актера Трофимова, игравшего Ришелье, говорил Михаил Козаков.
Вскоре Анастасию Вертинскую режиссер Николай Мащенко приглашает сняться в телесериале "Овод". В этой экранизации произведения Этель Лилиан Войнич актриса сыграла роль Джеммы. Напомню, что роль Ривареса была дебютной для Андрея Харитонова, недавно безвременно покинувшего этот мир.
Анастасия Вертинская продолжала успешно сниматься : "Ждите Дон Кихота и Санчо", "Новые приключения янки при дворе короля Артура. Фантазии на тему Марка Твена", "В городе Сочи темные ночи", "Жажда страсти" и других картинах.
Потрясающий ум и невероятный талант: Михаилу Козакову исполнилось бы 85 лет >>
В 1994 году она снимается в экранизации Юрия Кары "Мастер и Маргарита", а 1999 году играет Атаманшу в "Бременских музыкантах" Абдулова. Должен отметить, что в роли Маргариты Вертинская была очень убедительна и соблазнительна. А ведь актриса разменяла тогда шестой десяток.
Кстати, о вечной молодости Вертинской. В середине восьмидесятых, в связи с выходом на телеэкраны фильма "Кража" по Джеку Лондону, на популярную телепередачу "Кинопанорама" были приглашены создатели фильма. Главные роли там были у Иннокентия Смоктуновского и у Вертинской. Великий актер играл на этот раз роль миллиардера, отца героини Вертинской. Ведущий "Кинопанорамы" Эльдар Рязанов, любитель накалить ситуацию, обратился к Смоктуновскому с вопросом, мол, как он воспринимает тот факт, что когда-то играл возлюбленного (Гамлет) героини Вертинской, а ныне играет почтенного родителя.
Джентльмен удачи: памяти несравненного Савелия Крамарова >>
Иннокентий Михайлович, известный не только величием своего таланта, но и нередкими "шпильками" в адрес коллег, не замедлил с ответом, что он горд этим фактом и надеется через десяток-другой лет, сыграть дедушку героини Вертинской. Актриса на передаче не парировала эти выпады, отделавшись молчанием.
Но должен отметить, что Маргариту Александровну действительно совершенно не затрагивают годы. И раньше, и сейчас актриса выглядит как минимум на 25 лет моложе своего паспортного возраста.
В последние годы увидеть ее на экране сложно. Вертинская в свое время, вместе с Калягиным, преподавала актерское мастерство в Оксфорде, в Париже, в Швейцарии, занималась благотворительностью, выпускала диски с записями своего отца. Писательский труд также ей не чужд. Она серьезно увлекается кулинарией и обожает своих внуков, детей Степана, который является ее единственным сыном, рожденным от брака с Никитой Михалковым.
Человек, навсегда оставшийся в сердцах миллионов: вспоминая Ролана Быкова >>
Анастасия Александровна Вертинская сделала очень много для театра и кино и жаль, что мы давно не видим ее в кинопроектах. Но будем надеяться, что Вертинская, которой никак не дашь трех четвертей века, еще порадует нас своими новыми работами.