БАКУ, 27 мая — Sputnik, Айгюль Тагиева. Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф завершил свой второй в 2021 году официальный визит в Азербайджан, в ходе которого провел встречу с высшим руководством страны – президентом Ильхамом Алиевым. На встрече было отмечено, что отношения Баку и Тегерана находятся на лучшем уровне с начала сотрудничества двух стран. Действительно, если посмотреть на связи Ирана и Азербайджана, можно заметить положительный рост, особенно в экономическом сотрудничестве двух стран.
К тому же освобождение оккупированных азербайджанских территорий в Карабахе расширило горизонт экономического сотрудничества между странами и создало благоприятные условия для реализации ряда отложенных проектов.
Неудовлетворительный уровень товарооборота
Товарооборот между двумя странами, один из важных показателей экономических отношений, растет. По итогам 2020 года он составил около 500 миллионов долларов, однако, все еще остается на скромном уровне, учитывая экономический потенциал и соседство Азербайджана и Ирана. Ранее стороны озвучивали целью увеличение товарооборота до 3-5 миллиардов долларов в год – цель, хоть и далекая, но реальная.
А реальной она может стать благодаря проекту по созданию свободной экономической зоны в провинции Ардебиль, на которую по итогам 2020 года пришлось 50% взаимного товарооборота.
СЭЗ в Ардебиле и общая промзона
Создание свободной экономической зоны в Ардебиле рассматривается властями Ирана как один из приоритетов в развитии экономических отношений с Азербайджаном. Ожидается, что Иран вместе с Азербайджаном создадут совместный промышленный парк в Ардебиле. Для Азербайджана, который стоит на пороге создания первой Свободной экономической зоны в Аляте, создание Ардебильской СЭЗ станет интересным опытом в развитии приграничного сотрудничества.
Первым шагом на пути открытия СЭЗ станет строительство железнодорожного терминала в районе Парсабад в северо-западной иранской провинции Ардебиль. Прогнозируется, что запуск железной дороги и общей промзоны увеличит экспорт сельскохозяйственной продукции провинции Ардебиль в Азербайджан, Россию и страны Центральной Азии, а также повысит инвестиционные возможности в регионе.
Транспортная логистика региона
Важным аспектом в двухсторонних экономических отношениях Ирана и Азербайджана являются и транспортные проекты. Обе страны являются частью маршрута Север-Юг, который призван соединить морские порты Индии с северными регионами России через территории наших стран. В рамках проекта азербайджанская сторона создала всю необходимую инфраструктуру – достроила железные дороги, отремонтировала магистральные трассы и модернизировала морские порты.
Запуск проекта тормозит строительство недостающей части железной дороги на участке Решт-Астара в провинции Гилан на севере Ирана, которое было приостановлено из-за пандемии коронавируса.
Страны и дальше намерены развивать взаимное железнодорожное сообщение. Одним из самых важных проектов между Ираном и Азербайджаном, который можно будет реализовать благодаря освобождению азербайджанских территорий от оккупации, является восстановление железной дороги в Нахчыван. До армянской оккупации она проходила вдоль реки Араз через Мегринский коридор и выходила в районе Джульфы уже на иранскую сторону.
Электроэнергия - как основной вид сотрудничества
После возвращения Карабаха Баку начал работы по восстановлению гидроэлектростанции и гидроузлов "Худаферин" и "Гыз Галасы" на реке Араз. До оккупации Азербайджан использовал их вместе с Ираном. Восстановление этих ГЭС соответствует цели Азербайджана по увеличению производства электроэнергии на гидроэлектростанциях. Суммарная мощность ГЭС "Худаферин" и "Гыз Галасы" составляет 150 мегаватт. Это существенные объемы, и они необходимы для обеспечения электроэнергией освобожденных территорий Карабаха, на которых будут вестись восстановительные работы.
Кроме того, страны активно сотрудничают в обмене электроэнергией. Так, Иран и Азербайджан осуществляют энергообмен по линии электропередач Имишли-Парсабад, и стороны намерены увеличить его до 800 мегаватт в час.
Иран также строит в азербайджанской Астаре ТЭС мощностью 500 мегаватт в час, электроэнергия которая будет экспортироваться или в Иран, или в третьи страны.
Региональные электроэнергетические проекты
Следующим этапом сотрудничества рассматривается реализация регионального проекта энергомоста между Азербайджаном, Ираном и Турцией. Он предполагает поставки производимой Азербайджаном электроэнергии в Турцию через территорию Ирана. Проект находится на стадии разработки, но востребован и выгоден всем участникам.
Азербайджан и Иран намерены развивать сотрудничество в сфере электроэнергетики и с другим своим соседом - Россией. На данном этапе проводится технико-экономическое обоснование проекта создания энергомоста Россия-Азербайджан-Иран.
Таким образом, несмотря на некоторые преграды в виде коронавирусной пандемии или продолжающейся блокировки транспортных путей, экономическое сотрудничество между Азербайджаном и Ираном находится на хорошем уровне. Вне зависимости от того, кто станет следующим президентом в Исламской Республике Иран, приоритетом во внешнеэкономическом сотрудничестве Тегерана останется углубление партнерства с Баку.
Читайте также:
Кандидаты в президенты Ирана – кто они?
Алиев: Баку и Тегеран должны сделать совместный вклад на пользу всех стран региона
- Региональное турне Зарифа - что на повестке
- Азербайджан намерен развивать отношения с Ираном – генконсул
- Иран готов внести вклад в урегулирование разногласий между Баку и Ереваном