Графики на экране, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.11.2023
Аналитика

Гигантские запасы: получит ли Азербайджан кусок от пакистанского "нефтяного пирога"?

© AP Photo / Dmitry LovetskyНефтяная качалка в Баку, фото из архива
Нефтяная качалка в Баку, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 15.04.2025
Подписаться
Турецкая TPAO подписала с тремя пакистанскими нефтяными компаниями соглашение о совместной заявке на участие в тендере по разработке 40 морских нефтегазовых блоков.
БАКУ, 15 апр — Sputnik. Последние несколько лет Пакистан привлекает внимание зарубежных инвесторов инфраструктурными проектами, залежами редкоземельных металлов, стратегическими морскими портами, а совсем недавно стал привлекать и нефтегазовыми месторождениями.
Хотя о богатых запасах нефти и газа в Пакистане известно давно и в стране добывались небольшие объемы сырья, в последние годы производство углеводородов заметно сократилось. Небольшие месторождения нефти и газа иссякли, а проводить разведку и разработку новых месторождений некому – иностранные компании ушли по ряду причин, среди которых отсутствие безопасности, а государственная пакистанская нефтегазовая компания OGDCL не обладает достаточными ресурсами и оборудованием для проведения таких работ.

Пакистан предлагает иностранным компаниям свои месторождения

Правительство страны решило изменить ситуацию и нарастить добычу углеводородов. В 2023 году Исламабад объявил о проведении аукционов на разработку месторождений нефти и газа и предоставил четыре разведочных блока с предполагаемыми богатыми залежами сырья.
А чтобы еще больше заинтересовать иностранных инвесторов, OGDCL в феврале 2024 года объявила об открытии газоконденсатного месторождения в провинция Синд. Запасы месторождения оцениваются приблизительно в 15,3 млн кубических футов в сутки природного газа и 39 баррелей в сутки газового конденсата.
Согласно последним данным, обновленным в этом месяце, разведанные запасы нефти и газа в стране выросли по итогам прошлого года впервые с 2020-го. Так, согласно новым данным, общие запасы нефти в стране выросли на 23% в годовом исчислении - со 193 млн баррелей в декабре 2023-го до 238 млн баррелей по состоянию на декабрь 2024 года.
Запасы газа остались стабильными на уровне 18 142 млрд кубических футов, незначительно увеличившись по сравнению с 18 109 млрд кубических футов в предыдущем году.
По словам аналитиков, рост запасов обусловлен увеличением количества новых месторождений и пересмотром оценок запасов на некоторых из них меньшего и среднего размера. В пакистанских СМИ последние данные по запасам углеводородов называют "неожиданным лучом надежды на фоне безрадостных перспектив в сфере энергетики".
Стоит отметить, что сегодня среди немногих иностранных компаний, которые вошли в пакистанские проекты, значится саудовский энергогигант Saudi Aramco, выкупивший в 2023 году активы Shell, которая окончательно ушла из Пакистана.

Турция тоже выбирает пакистанские углеводороды

После саудовской компании, присутствие которой в Пакистане стало неким гарантом и поддержало авторитет углеводородных проектов Исламабада, пакистанские нефтегазовые месторождения привлекли внимание и Турции. В этом месяце Турецкая нефтяная корпорация (TPAO) подписала с тремя пакистанскими нефтяными компаниями соглашение о совместной заявке на участие в тендере по разработке 40 морских нефтегазовых блоков.
Согласно документу, TPAO будет сотрудничать с Mari Energies, Oil and Gas Development Company Limited (OGDCL) и Pakistan Petroleum Limited (PPL) для подачи совместных заявок на отдельные морские блоки.
Ожидается, что к 30 июня Пакистан объявит тендеры на 40 разведочных блоков – 14 в морском бассейне Макран и 26 в морском бассейне Инд. Первичные геологические исследования показывают, что благодаря этим блокам Пакистан может обладать четвертыми по величине в мире запасами нефти и газа на шельфе после Венесуэлы, Саудовской Аравии и Канады.
Пакистанские месторождения вписываются в стратегию Турции по увеличению роли страны в разработке нефтегазовых проектов в страна-партнерах. При этом Анкара в последнее время активно входит в проекты в не самых безопасных точках мира.
Так, в сентябре прошлого года TPAO начала поиск залежей углеводородов на трех блоках в морской акватории Сомали. Для обеспечения безопасности в сомалийских водах от пиратов и для усиления безопасности разведывательные работы сопровождает турецкий военный корабль. Не исключено, что для разработки пакистанских месторождений Турция также привлечет военный корабль и силы безопасности.

Нужен ли Азербайджану кусок от этого "нефтяного пирога"?

Инвестировать в пакистанскую экономику стремится и Азербайджан – прочные политические связи Баку и Исламабада вылились во взаимовыгодное экономическое сотрудничество.
При этом Азербайджан с 2023 году периодически поставляет на пакистанский рынок сжиженный природный газ (СПГ). В феврале стороны договорились о продлении соглашения о закупке СПГ между Pakistan LNG Limited и SOCAR Trading.
Кроме того, пакистанская сторона предлагала Азербайджану принять участие в строительстве нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в порту Гвадар, который построят Saudi Aramco и СП, созданное несколькими пакистанскими энергетическими компаниями.
Вместе с тем в этом месяце пакистанские СМИ сообщили, что Азербайджан предоставит финансирование в размере $1 млрд для строительства автомагистрали Суккур-Хайдарабад. При этом ранее, в феврале этого года, в ходе визита премьер-министра Пакистана Шахбаза Шарифа в Азербайджан президент Ильхам Алиев заявил, что Баку готов инвестировать не менее $2 млрд в пакистанскую экономику.
Соответственно, Азербайджану, скорее всего, было бы интересно принять участие в нефтегазовых проектах Пакистана. Во-первых, потому что участие таких стран, как Турция и Саудовская Аравия, восстанавливает доверие к этим проектам.
При этом стоит отметить, что соглашение между пакистанскими компаниями и TPAO было подписано 8-9 апреля, и именно в эти дни с официальным визитом в Исламабаде находился и министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров. Согласно информации Минэкономики, в ходе встречи Джаббарова с премьер-министром Мухаммадом Шахбазом Шарифом среди прочего состоялось обсуждение сотрудничества Баку и Исламабада в таких сферах, как добыча полезных ископаемых и разведка нефти.
К тому же стоит отметить, что после того как турецкая TPAO вошла в нефтегазовые проекты Сомали, в феврале Министерство энергетики Азербайджана и Министерство нефти и минеральных ресурсов Сомали также подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтегазовой сфере.
Кроме того, Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) в последние годы активно преобразуется из национальной компании в международную. Заняв прочные позиции как трейдинговая компания, SOCAR выходит на уровень международной энергетической компании, ведущей разведку и разработку месторождений в разных странах мира.
Так, в январе SOCAR заключила соглашение с компанией Union Energy на приобретение 10% долевого участия в израильском проекте "Тамар".
Кроме того, в мае прошлого года нефтегазовая компания ОАЭ ADNOC подписала соглашение с SOCAR о передаче трехпроцентной доли участия в морских углеводородных месторождениях SARB (Satah Al Razboot) и Umm Lulu.
Таким образом, учитывая растущий интерес SOCAR к зарубежным нефтегазовым проектам, а также участие Турции в пакистанских месторождениях, не исключено, что Азербайджан в будущем также станет пайщиком или разработчиком нефтегазовых блоков в Пакистане.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев прибыл с государственным визитом в Пакистан - Sputnik Азербайджан, 1920, 03.04.2025
Аналитика
Миллиард на дорогу: чем транспортная сфера Пакистана заинтересовала Азербайджан
Лента новостей
0