Журналисты за работой - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.03.2023
Эксклюзивы
Последние события, комментарии экспертов, мнение специалистов и аналитика в эксклюзивных материалах Sputnik Азербайджан.

Подводные камни для абитуриентов: система поступления в вузы нуждается в обновлении

© iStock.com / WavebreakmediaСтуденты на экзамене
Студенты на экзамене - Sputnik Азербайджан, 1920, 08.08.2024
Подписаться
Практически неизменная в Азербайджане на протяжении более 30 лет процедура приема в вузы нуждается в реформе, утверждают эксперты.
БАКУ, 8 авг — Sputnik. Видоизменить систему приема абитуриентов в азербайджанские вузы рекомендует экспертное общество. С таким предложением первым выступил независимый эксперт в области образования Кямран Асадов.
Сегодня в стране используется тестовая система вступительных экзаменов в университеты. Впервые она начала применяться 15 ноября 1992 года. Положительной ее стороной стала возможность участия абитуриентов в прозрачном и справедливом отборе.
Однако по прошествии 32 лет эксперты в области образования стали рекомендовать видоизменить систему приема в вузы: будущие студенты вынуждены месяцами ждать решения о зачислении, а также не учитываются результаты международных вступительных экзаменов, которые котируются во всем мире.
"Представьте себе, что школьники, сдающие экзамены в марте, только в конце августа узнают, станут ли они студентами. Кроме того, несмотря на то, что Кабинет министров уже в феврале-марте утверждает число плановых мест и определяется стоимость обучения, Государственный экзаменационный центр (ГЭЦ) не публикует этих данных в журнале "Абитуриент", - сказал Асадов.
Он отметил, что ГЭЦ направляет их в печать только 8 августа, то есть за день до начала выбора специальностей.
Изменение формата вступительных экзаменов является важным решением для развития образовательной системы и более справедливой оценки студентов. Асадов озвучил некоторые предложения по этому поводу.

Формат вступительных экзаменов необходимо расширить

По его словам, экзамены должны проверять не только теоретические знания, но и критическое мышление, навыки решения проблем и аналитические способности. Это поможет студентам быть более успешными в будущем.
В формат экзамена следует включить проектные задания, письменные эссе и вопросы для обсуждения, что позволит проверить практические знания и навыки студентов.
Онлайн-экзамены и интерактивные тесты сделают экзаменационный процесс более гибким и доступным, считает специалист. А вместо оценивания абитуриентов только по одному экзамену, следует учитывать годовые оценки, портфолио и отзывы преподавателей.
Также необходимо обеспечить программы поддержки и психологические услуги для снижения стресса, связанного с экзаменами. Они не должны негативно сказываться на здоровье абитуриентов.
И в завершении важно, чтобы преподаватели прошли обучение по новому форматам экзаменов, считает эксперт.
Эти предложения могут служить отправной точкой и дальнейшего развития образовательной системы.

Количество предметов на вступительных экзаменах надо сократить

Похожей позиции придерживается также другой эксперт в области образования, председатель Общества молодых ученых, докторантов и магистров Ильгар Оруджев.
Он говорит, что нужно сократить количество предметов на вступительных экзаменах.
"Я высоко ценю деятельность Государственного экзаменационного центра. Это профессиональная, прозрачная и открытая для общественности организация. Их работа не вызывает вопросов, но считаю, что для поступления одного абитуриента в университет не нужно сдавать такое количество экзаменов по стольким предметам", - пояснил Оруджев.
Эксперт отметил, что из-за излишней нагрузки школьники оказываются в трудной психологической ситуации. По его мнению, было бы достаточным проведение вступительных экзаменов в рамках школьных выпускных.
С другой стороны, есть необходимость внести послабления в условия приема в университеты. Тем самым, дополнительно повысив качество образования, можно будет предотвратить отток больших средств за рубеж. Например, ежегодно большое количество азербайджанских граждан, отказываясь поступать на родине и выбирая зарубежные вузы, перечисляют туда крупные суммы денег и не всегда получают годные дипломы.

"Я всегда предлагал облегчить вступительные и усложнить выпускные экзамены в вузах", - заявил эксперт.

Он также рекомендует при поступлении в Азербайджане наконец-то начать признавать результаты международных экзаменов таких, как например IMAT, SAT и др. Сегодня посредством их в стране можно поступить только в Университет ADA и Азербайджанский государственный экономический университет, хотя за рубежом котируются результаты этих экзаменов.
Все сложности поступления, имеющиеся в стране показывает, что школьники, вместо того чтобы усваивать школьную программу, вынужденны готовиться по специальным пособиям ГЭЦ, что приводит к популярности репетиторов и продолжает наносить серьезный ущерб по семейному бюджету граждан, вынужденных нанимать учителей, чтобы дополнительно подготовить детей к поступлению.
Студенты проверяют результаты, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 29.07.2024
Эксклюзивы
Как правильно выбирать вуз - СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА
Лента новостей
0