Графики на экране, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 17.11.2023
Аналитика

Какие проблемы Транскаспийского международного транспортного коридора решат 10 млрд евро?

© AFP 2023 / SAKIS MITROLIDISГрузовики на трассе, фото из архива
Грузовики на трассе, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 31.01.2024
Подписаться
Европейские и международные финансовые институты выделят 10 млрд евро на развитие транспортного сообщения в Центральной Азии, в частности в рамках Среднего коридора.
БАКУ, 31 янв — Sputnik. Сегодня наиболее важным для участников внешнеэкономической деятельности в Европе является выстраивание транспортно-логистических коридоров с наименее рискованными маршрутами и на выгодных условиях. Данный вопрос обрел особую актуальность с учетом кризиса в Красном море, в результате которого расходы европейских грузоотправителей выросли почти на 300%.
В таких условиях все более привлекательными становятся наземные транспортные коридоры, которые сухопутными и железнодорожными маршрутами соединяют Европу с Азией. Один из них и самый востребованный на данный момент проект - Транскаспийский маршрут (Средний коридор/ ТМТМ) - получает шанс стать главным звеном в межконтинентальных мультимодальных перевозках.
Однако, несмотря на все усилия стран-участниц проекта по его развитию, в ТМТМ все еще присутствуют "слабые места", которые проявляются в недостаточно развитой инфраструктуре ряда стран, отсутствии единой системы отслеживания грузопотока по коридору, недостаточной цифровизации процесса перевозок. Да и в целом необходимо расширять пропускную способность проекта.
Именно по этой причине Европейский союз планирует увеличить инвестиции в проект расширения ТМТМ. Так, согласно информации вице-президента Европейской комиссии (ЕК) Валдиса Домбровскиса, европейские и международные финансовые институты выделят 10 млрд евро на развитие транспортного сообщения в Центральной Азии.
Выступая в минувший понедельник на Форуме инвесторов по транспортному сообщению ЕС-Центральная Азия в Брюсселе, Домбровскис заявил, что инвестиции в проходящий по территории Азербайджана ТМТМ необходимы для того, чтобы развить его в качестве "мультимодального, современного, конкурентного, устойчивого, прогнозируемого, "умного" и высокоскоростного маршрута, соединяющего Европу с Центральной Азией за 15 дней или более короткий период".

Всем понемногу

Стоит отметить, что распределение 10 млрд евро на инфраструктурные проекты Центральной Азии уже началось - в понедельник Европейский инвестиционный банк подписал с правительствами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана меморандум о взаимопонимании о выделении под гарантии Еврокомиссии займов на 1,47 млрд евро.
Кроме того, Европейский банк реконструкции и развития подписал меморандум о взаимопонимании с Казахстаном по кредитной линии в 1,5 млрд евро на развитие транспортно-логистических проектов.
При этом эксперты считают, что подписание соглашений с правительствами Кыргызстана и Узбекистана говорит о том, что проект Транскаспийского маршрута, который изначально включал в себя путь из Китая в Казахстан, а далее через Каспийское море в Азербайджан и дальше в Грузию, может быть расширен за счет новых участников.
Так, о намерении использовать ТМТМ для отправки своих грузов заявляли Кыргызстан, Узбекистан и Туркменистан. Выделение кредита Кыргызстану и Узбекистану можно рассматривать как вовлечение этих стран в проект не просто как пользователей маршрута, но и как полноценных участников.
Так, считается, что для развития Среднего коридора Китай и европейские страны намерены создать альтернативный Казахстану путь через территорию Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана с продолжением в Азербайджане и Грузии.
То есть фактически участок Транскаспийского маршрута в Центральной Азии может разделиться на две альтернативы - с продолжением по территории Казахстана или по территории Кыргызстана, Узбекистана и Туркменистана.
В таком случае Китай сможет входить в проект Транскаспийского маршрута не только через границу с Казахстаном, но и границу с Кыргызстаном. Данный проект становится еще более реальным, если учесть реализацию плана по строительству железной дороги между Китаем, Кыргызстаном и Узбекистаном.

Казахстан и инвестиционные амбиции

Однако Казахстан, один из главных участников ТМТМ, не планирует уступать грузоперевозки соседям по Центральноазиатскому региону. Так, Казахстан планирует в ближайшие пять лет привлечь инвестиции в 40 млрд евро для реализации основных инфраструктурных проектов в транспортной сфере.
По словам главы Министерства транспорта Казахстана Марата Карабаева, который принял участие в форуме в Брюсселе, благодаря инвестициям в течение пяти лет планируется реконструировать транзитные коридоры и отремонтировать дороги протяженностью 4,7 тыс. км, которые составляют основой каркас ТМТМ.
Кроме того, по словам Карабаева, планируется строительство железных дорог протяженностью 1,3 тыс. км по новым магистральным направлениям, что способствует кратному увеличению пропускной способности Среднего коридора.
Все эти проекты стран-участниц ТМТМ направлены в первую очередь на расширение пропускной способности коридора, через который, как ожидается, в среднесрочной перспективе значительно увеличатся грузовые потоки.
Так, Международная ассоциация ТМТМ ожидает, что в текущем году по коридору будет перевезено 4 млн тонн грузов против 2,7 млн тонн в 2023-м. А к 2030 году ассоциация ожидает, что грузоперевозки по ТМТМ вырастут в почти три раза - до 11 млн тонн.
Грузовой поезд с контейнерами - Sputnik Азербайджан, 1920, 21.01.2024
Новости
Средний коридор в действии: новый ж/д маршрут через Азербайджан связал Грузию с Китаем
Лента новостей
0