Конец неоколониального мира: что стоит за разговорами о расширении ЕС

© AP Photo / Olivier MatthysФлаг ЕС, фото из архива
Флаг ЕС, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 31.10.2023
Подписаться
На фоне роста противостояния в мире глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен отправилась в турне по странам Западных Балкан, в рамках которого будут обсуждаться вопросы, касающиеся расширения ЕС за счет этих государств.
БАКУ, 31 окт — Sputnik. Политика расширения ЕС, проводимая Брюсселем на фоне ужесточающегося противостояния в мире, раскрывает истинные цели и задачи стран Запада. Действующий порядок, призванный поддерживать колониальные связи с относительно отсталыми странами путем применения новых методов эксплуатации, находится на стадии распада. После развала мировой колониальной системы в 60-х годах XX века прошло достаточно времени, чтобы бывшие колонии не только осознали суть новых экономических приемов бывших метрополий, но и попытались сплотиться в борьбе против методов неоколониализма, который пришел на смену традиционным формам колониальной зависимости.
Создавшаяся ситуация сулит западным державам большие экономические трудности, а, как следствие, - и политические проблемы. Ведь неоколониализм по сути своей подразумевает использование экономического, политического, культурного или прочего давления для контроля и влияния на другие страны, особенно на бывшие колонии Запада. Формы и методы этого влияния могут быть различными. Такой подход долгое время позволял западным странам поддерживать свою экономику дешевым сырьем и рабочей силой.

Планы расширения ЕС на фоне глобального противостояния

Процесс расширения Евросоюза буксует с 2013 года, когда к объединению присоединилась Хорватия. После этого было больше заявлений, чем реальных действий. Еврочиновники ставили перед кандидатами все более жесткие условия, без выполнения которых те не смогли бы присоединиться к ЕС еще долгие годы.
Такое отношение резко изменилось после событий на Украине, которую ЕС поддерживает финансами и поставками оружия. Политика руководства союза, направленная на продолжение военного противостояния, встречает все большее сопротивление внутри объединения. Обещанное лидерами ЕС скорое поражение России уже не воспринимается всерьез. Напротив, неполные два года военного противостояния ознаменовались усилением ВПК России. Да и в целом российская экономика, которой прочили крах под западными санкциями, выстояла. С учетом конфронтационного настроя западного истеблишмента, от ЕС потребуется еще много политических усилий и финансовых затрат.
В качестве выхода из создавшейся ситуации, когда бывшие колонии ведущих европейских стран, в частности Франции, требуют выстраивания равноправных экономических отношений, а противостояние с Россией в военном, а с Китаем - в экономической области требует мобилизации внутренних ресурсов от самого ЕС, в Брюсселе вновь заговорили о расширении объединения. А делается это на фоне еще большего ужесточения внутренних процедур, которые позволили бы получить больше полномочий экономически более сильным государствам объединения.

Политические и экономические перспективы расширения ЕС

Согласно последним данным, очередное расширение ЕС подразумевает принятие в состав объединения девяти государств к 2030 году. Особо стоит отметить, что среди этих стран нет Турции, которую уже называют самым застарелым кандидатом на вступление.
Решение о расширении ЕС на восток многие склонны считать ответом на усиление влияния России, Китая и Турции. Как пишет The Economist, ЕС рассматривает усиление этих стран на рубежах Евросоюза как "недопустимое вмешательство у себя на заднем дворе". При этом руководство организации распоряжается создать механизмы стратегического сотрудничества со странами Центральной Азии, рассматривает вопрос принятия в ЕС Украины, Молдовы и Грузии, направляет полувоенизированную наблюдательную миссию в Армению, являющуюся членом ОДКБ, расширяет двустороннее сотрудничество с Тайванем, не видя в этом ничего зазорного. Как говорили древние: "что позволено Юпитеру, то не позволено быку".
Неоднозначная ситуация сложилась и в самом ЕС, которая еще больше усугубляется после решения о расширении. Увеличение числа участников клуба с 27 до 36 делает необходимым пересмотр его внутреннего устройства. Особенно это касается аннулирования принципа единогласного принятия решений, что позволяет любой отдельной стране наложить вето по важнейшим положениям. В последнее время страны все чаще стали использовать это право, чтобы выторговать у центральных органов определенные уступки. Такая ситуация способна парализовать деятельность организации в самые решающие моменты, чего опасаются ведущие державы ЕС.
В данном вопросе инициативу проявили Германия и Франция, которые сформировали рабочую группу экспертов с целью выработки рекомендаций по институциональным реформам ЕС. Подготовленный группой документ предусматривает отказ отдельных стран-членов от права накладывать вето на решения и введение новой формы голосования квалифицированным большинством. Кроме того, Германия добивается изменения основных договоров, на основе которых функционирует ЕС, что должно позволить сохранить традиционное влияние Берлина и Парижа. Это еще раз свидетельствует о том, что правы были представители восточноевропейских стран, которые опасались, что все проекты централизации Евросоюза, за что ратуют крупнейшие государства Западной Европы, нацелены в первую очередь на минимизацию влияния новых участников на принятие ключевых политических решений.
Не меньшие опасения связаны с тем, что расширение может серьезно ударить по экономическим возможностям ЕС. Согласно подсчетам The Financial Times, прием новых девяти членов в Евросоюз может обойтись странам-участницам примерно в 260 млрд евро. При этом многие государства ЕС-получатели субсидий из общей казны превратятся в доноров.
Но это не останавливает сторонников расширения. По мнению экспертов, это связано с тем, что ведущие западные державы уже давно рассматривают ЕС в качестве политического проекта, призванного противостоять определенным силам, с которыми ведет необъявленную войну коллективный Запад во главе с США. Особенно смущает западную коалицию тот факт, что страны Глобального Юга, отношения с которыми так пытается расширить Запад, склонны к усилению сотрудничества с Россией и Китаем.

Реформы ЕС как часть изменения глобального политического ландшафта

В мире происходят глобальные изменения, которые будут определять будущий миропорядок. В авангарде борьбы за установление многополярного, более справедливого уклада встали страны, у лидеров которых хватило мужества бросить вызов традициям однополярности, когда решения, принятые в Вашингтоне, становились обязательными к исполнению, вне зависимости от их соответствия международному законодательству.
К данной инициативе, пока еще с осторожностью, но уже присоединяются и страны Глобального Юга, которые долгое время находились в колониальной зависимости. Позднее они пережили постколониальный период, когда им навязали экономическое сотрудничество, при котором они были обращены в сырьевой придаток бывших метрополий. Данная ситуация, называемая в политической науке неоколониалистской, сохраняется и сегодня.
Современные процессы призваны установить новые связи в этом сегменте международных отношений, которые уже получили название постнеоколониализма.
Сегодня ведущие мировые державы борются за установление нового миропорядка, европейские страны пытаются выстроить новый порядок в Европе, а страны Глобального Юга - постнеоколониальные отношения. Таким образом, становится понятно, что мир переживает время глобальных перемен, по результатам которых будут действовать уже совершенно новые правила игры. Именно поэтому часть специалистов склонна называть настоящие события "третьей мировой войной" за передел мирового порядка, но новыми методами противоборства.
Лента новостей
0