Без стимула никак? В школы в Азербайджане необходимо вернуть мужчин

© Photo : REPORTУчитель, фото из архива
Учитель, фото из архива - Sputnik Азербайджан, 1920, 16.10.2021
Подписаться
Начиная с начальных классов, мальчики в основном формируются под влиянием педагогов-женщин. Как стоит реагировать на тот факт, что педагогов-мужчин в стране мало и что с этим делать - разбирался Sputnik Азербайджан.
БАКУ, 16 окт — Sputnik. Сравнительно небольшое число мужчин среди педагогов в средних школах серьезно влияет на формирование характера учеников, сказал Sputnik Азербайджан эксперт в сфере Кямран Асадов.
В одном из своих недавних выступлений министр образования Эмин Амруллаев упомянул о проблеме большого числа женщин среди преподавателей средних школ. "В будущем рост числа женщин в сфере образования станет проблемой, и мы хотим, чтобы мужчин среди учителей было больше", - сказал он.
Сегодня в 4481 общеобразовательной школе Азербайджана работает 149602 педагога, из них 71% - женщины, 29% - мужчины. При этом, в средних школах Баку работают 27 тысяч учительниц и 3600 учителей.
Инфографика: Всемирный день учителя - Sputnik Азербайджан, 1920, 05.10.2021
Инфографика
Всемирный день учителя
Эти цифры на самом деле показывают, насколько опасная сложилась ситуация. И связана она с качеством образования, посещаемостью занятий и, наконец, самое главное - с формированием характера ребенка, подчеркнул Асадов.
"Начиная с дошкольного возраста и до вуза дети формируются только под влиянием учителей-женщин, а дома - под влиянием матери, и это не может не сказываться на их характере", - отметил он.
При этом, как отметил Асадов, во многих развитых странах даже воспитатели в детских садах - мужчины.
"У мужчин - иной подход к обучению и воспитанию детей. И тому есть различные объяснения. Женщинам на это не стоит обижаться. Это не означает, что они слабее характером или учат хуже, чем мужчины. Просто так сложилось по всему миру. В странах, где мужчин-педагогов больше, чем женщин, этот факт положительно сказывается на качестве образования", - подчеркнул эксперт.

Почему мужчины не идут в учителя

Еще в 80-е годы прошлого века число мужчин и женщин среди педагогического состава было распределено поровну, а в некоторых регионах процент мужчин был даже выше, напомнил Асадов.
Последовавшие вслед за восстановлением независимости Азербайджана события, первая Карабахская война и экономические трудности, привели к тому, что мужчины стали отходить от преподавательской работы. Низкие зарплаты учителей также способствовали тому, что мужчины не проявляли интерес к преподаванию.
Надо признать, что и сегодня зарплата учителей не покрывает их ежемесячных расходов, говорит эксперт.
Молодой человек, окончивший вуз по соответствующей специальности, понимает, что не сможет обеспечить себя, а тем более в будущем - свою семью, с зарплатой учителя, и потому будет искать работу, хоть и не по профилю, но с нормальной зарплатой.
Эксперт считает, что мужчинам для работы в школе необходим стимул. К примеру, в советское время учителя имели большие льготы и привилегии, были освобождены от уплаты за коммунальные услуги, а также от платы за проезд на общественном транспорте. Также их ежегодно отправляли на отдых за счет государства.
Конечно, то был социалистический строй, а сейчас время капитализма, однако, по словам Асадова, во многих странах для учителей, учитывая их вклад в укрепление и формирование кадрового потенциала, наряду с высокими зарплатами, сохранены разного рода льготы и привилегии.
Привлечь мужчин в сферу образования можно, придав учителям статус госслужащих, убежден эксперт. Учитывая, что госбюджет Азербайджана не позволяет увеличение зарплаты педагогов, их можно освободить от определенных расходов, в том числе за электричество, газ и воду.
"Мы должны демонстрировать учителям уважение, которое проявляем к святым, мы должны обеспечить учителям безопасность и неприкосновенность, которыми обеспечены дипломаты, мы должны платить учителям зарплату, которая выдается депутатам", - считает Асадов.

Школа дает не только знания, но и воспитание

Психолог Эльнур Рустамов в беседе со Sputnik Азербайджан подчеркнул, что учитель - это образец для подражания для ученика.
"Но сегодня такой моделью для учеников являются педагоги-женщины. А самое плохое то, что этот образец влияет и на развитие мальчиков. Школа дает не только знания, а еще и воспитание. Поведение большинства детей формируется на примере их окружения. А они рассматривают как пример именно женщин", - говорит психолог.
Кроме того, по его мнению, учителя-мужчины влияют на качество обучения, а также на школьную дисциплину. Порой подростки не слушаются учительниц, но "собираются" при виде учителя-мужчины.
Мужчины в системе образования также влияют на то, как мальчики общаются с женщинами. "Мальчики следуют примеру учителя. В целом, с психологической точки зрения, участие учителей-мужчин в обучении очень важно. Это влияет на правильное формирование их мужского характера", - считает психолог.
Лента новостей
0