Соединенные Штаты предпринимают политические, военные и организационные меры для ускоренного вывода своих войск с территории Афганистана. И хотя 45-й президент США Дональд Трамп обещал религиозному течению "Талибан", запрещенному в России, что джи-ай покинут страну до 1 мая, слово свое он сдержать не сумел, и теперь срок окончательного вывода американских войск обозначен 1 сентября.
Но, не исключено, это может произойти на пару недель и раньше. Хотя американцы решили оставить в стране почти два усиленных батальона своих солдат (650 штыков) со всей необходимой им боевой и специальной техникой для обеспечения работы посольства и еще пару сотен, якобы, для охраны аэродрома. Как говорят в народе, американцы никогда не уходят полностью оттуда, куда они когда-то пришли.
Между тем боевики "Талибан", пообещавшие американцам всяческие беды за отказ вывода войск к первоначально установленному сроку, на деле этому запоздалому процессу решили не мешать. Они спешат воспользоваться обстановкой, чтобы закрепить свое влияние в освобожденных от заокеанских солдат районах. В первую очередь на севере страны. И им этот удается.
Поток беженцев
Правительственные войска, не получающие никакой поддержки ни со стороны американских солдат, ни со стороны Кабула, разбегаются, пытаются перейти границу и укрыться в Узбекистане и Таджикистане. В последнее время, как сообщают информационные агентства, через реку Пяндж и Хайратон перешли в республики Центральной Азии по сотне-полторы афганских пограничников, сдались на милость местным властям, но в Душанбе и Ташкенте такой приток перебежчиков абсолютно не нужен.
Мало того, что среди этих людей могут быть адепты радикального ислама, но и пример первых беженцев, если принять их, может открыть многотысячный поток других недовольных новой афганской властью. А на то, чтобы кормить их, предоставлять им кров и охрану, ни у кого в северном пограничье нет ни денег, ни материальных средств. Своим бы гражданам помочь. И потому все беженцы и перебежчики после соответствующей проверки и регистрации были отправлены назад, на родину. Естественно, уже без оружия, которое осталось в Таджикистане и Узбекистане.
Позиция России
Ситуация с выводом американских войск тревожит и российское руководство. Афганистану уделили много времени в своих выступлениях на IX Московской международной конференции по безопасности министр обороны России Сергей Шойгу и секретарь Совета безопасности страны Николай Патрушев. Патрушев выразил надежду, что США и НАТО не откажутся от обещаний "по оказанию афганскому правительству финансовой помощи, поддержке местных сил безопасности, обеспечению работы международного аэропорта Кабула и решению других первоочередных задач".
Хотя, на мой взгляд, вряд ли он верит, что это так и будет. За двадцать лет присутствия американских и натовских войск в этой стране там ничего не было сделано, чтобы как-то облегчить жизнь афганского народа, оказать ему помощь в поставках продовольствия, удобрений, проведения мелиорации и хотя бы канализации в столице страны – Кабуле.
Наркотрафик
А деградация обстановки в Афганистане, по словам секретаря российского совбеза, будет способствовать росту внутренней террористической угрозы и объемов производства наркотиков. Наркотрафик из страны увеличился в сорок раз за время пребывания здесь западного контингента. Коалиция Североатлантического альянса, как и американские войска, ничего не делала, чтобы пресечь производство в стране опиумного мака, не допустить переброску из-за рубежа прекурсов для изготовления наркотиков. Соединенным Штатам это было не выгодно.
С одной стороны, нужно было как-то компенсировать местным крестьянам их убытки из-за уничтожения маковых полей. С другой стороны, усиливать борьбу против наркомафии, подвергать риску жизни своих солдат. А зачем это США?! Наркотики из Афганистана шли, в первую очередь, на север – в Туркмению, Узбекистан, Таджикистан, от них в Россию и Европу, - американцев этот маршрут никак не задевал. Наоборот, был удобен. Чем больше наркоманов будет в восточном полушарии, тем лучше им будет жить в западном. Тем проще управлять зависимыми людьми.
Развязать узел
Об угрозе возобновления гражданской войны в Афганистане со всеми негативными последствиями говорил на Московской конференции и министр обороны России Сергей Шойгу. Он призвал задействовать возможности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), в которой представлены все граничащие с Афганистаном государства, включая Пакистан и Иран, иначе "развязать "афганский узел" невозможно".
Ситуация в регионе не безразлична и Баку, как члену Содружества Независимых государств с одной стороны, так и партнеру ШОС, с другой.
Есть так же ОДКБ – Организация Договора о коллективной безопасности, куда входят, кроме России, Беларуси, Армении, и многие страны Центральной Азии. В том числе Казахстан, Таджикистан, Киргизия. С ней сотрудничает Узбекистан. Совместными усилиями мы могли бы предотвратить проникновения террористических групп и наркотиков со стороны Афганистана после выхода оттуда американских войск. Естественными союзниками в этом нам являются ближайшие соседи Афганистана, которые, кстати, входят в ШОС – Иран и Пакистан.
Впрочем, если вспомнить ситуацию в стране после вывода советской 40-й армии и падения режима Наджибуллы, когда власть в Афганистане захватили Талибы, то массового проникновения в республики Центральной Азии террористических групп не было. Не было и широкого потока наркотрафика в этом направлении. Талибы жестоко карали производителей опиума и других одуряющих препаратов. Как будет сейчас, когда они снова захватят власть в стране, можно только предполагать.
Некоторые специалисты по Афганистану, к примеру, Алексей Малашенко, считают, что Талибам необходимо будет решать проблему самообеспечения страны, и им будет не до внешней экспансии. Хотя и не отрицают, что до стабилизации обстановки здесь пройдет ещё очень много времени. Сначала война всех против всех, пока родово-общинные кланы не получат в свое распоряжение те или иные области и районы, пока не установится центральная власть, слабо влияющая на провинции, где за порядком будут следить племенные вожди. И только потом можно будет говорить о укреплении пусть и реакционного, но стабильного исламского религиозного государственного режима.
Будут ли предоставлять свои территории Узбекистан, Таджикистан и Киргизия под американские военные базы, как это было в начале нынешнего века? Думаю, что вряд ли. Ничего хорошего местным властям это не сулит, - опыт у них у всех уже есть. Он – отрицательный. Куда приходят американцы, приходит политика "разделяй и властвуй", приходят и цветные революции. Они никому здесь не нужны. В республиках есть российские военные базы – 201-я в Душанбе, Кулябе и Бахаре в масштабе усиленной мотострелковой дивизии и военно-воздушная в Канте (Киргизия) – два с лишним девятка штурмовиков Су-25 различной модификации и десять вертолетов, ударных и десантных. Этого пока там хватает для совместного с местными войсками обеспечения безопасности границ. По развитию ситуации, не исключено, группировка может быть усилена и расширена.
Одно абсолютно ясно. В Афганистан Россия со своими войсками на замену американцам и НАТО не пойдет. Помощь своим союзникам в Центральной Азии окажет обязательно. И будет внимательно следить за тем, что происходит "за речкой". Не исключено, что в перспективе может установить и сотрудничество с Талибаном. С соседями нужно если не дружить, то не ссориться.
Читайте также:
- Вывод американских войск из Афганистана завершен наполовину - Маккензи
- Азербайджанский миротворец: в Афганистане все дни были одинаковыми
- Россия готова к любому развитию событий в Афганистане - Лавров