В последнее время наблюдается большое количество грузовиков, движущихся в направлении Российской Федерации через таможенный пост "Самур".
Это связано с сезонным и транзитным увеличением транспортных средств, перевозящих товары из Азербайджана в РФ, сказали Sputnik Азербайджан в отделе по связям с общественностью и прессой Государственного таможенного комитета АР.
И тут не обходится без проблем - в грузовиках, простаивающих в очередях на границе, портится сельхозпродукция азербайджанских фермеров.
Таможенный пост "Самур" работает в усиленном режиме - ежедневно по экспортной линии обеспечивается пропуск до 300 грузовых автомобилей, говорят в ГТК Азербайджана. Однако пропускная способность таможенного пункта на российской стороне пока не позволяет увеличить данный показатель.
"Таможенный пост "Самур" на азербайджанской стороне имеет возможность принимать текущий грузовой поток без образования очередей, и отправлять их, осуществляя соответствующие меры таможенного контроля. Причина затора заключается в том, что таможенно-пропускной пункт на российской стороне не в состоянии принимать такое количество транспортных средств", - отметили в ведомстве.
В настоящее время принимаются необходимые меры для решения проблемы, ведутся регулярные переговоры с таможенными органами противоположной стороны, и в ближайшее время пробка на границе будет устранена, заверили в ГТК.
Что говорят в Дагестане
Начальник Дагестанской таможни, полковник таможенной службы Сергей Вячеславович Троцко, комментируя сложившуюся ситуацию для Sputnik Азербайджан, отметил, что и погранслужба РФ, и Дагестанская таможня принимают все необходимые меры для того, чтобы увеличить пропускную способность.
На сегодняшний день она превышает почти в два раза проектную пропускную способность, отметил он.
"То есть существует проектная и фактическая пропускная способность. Так вот мы фактически пропускаем в два раза больше, чем положено по проекту. Мы пропускаем до 300 грузовиков ежедневно. Что делается для того, чтобы увеличить этот показатель? Сейчас идет реконструкция пункта пропуска – это первый этап. Потом будет второй этап, который планируется завершить к середине 2022 года", - отметил Троцко.
Кроме того, предлагаются иные варианты перемещения, в том числе использование морского и железнодорожного транспортов, которые полностью снимут нагрузку с таможенного пункта пропуска.
"Есть альтернативные виды транспорта, которые следует использовать, в частности, железная дорога, ведь один железнодорожный состав – это 150 фур. Если пойдут железнодорожные составы, в течение десяти дней на Яраг-Казмаляре и сопредельном пункте пропуска ни одной машины не останется. А железная дорога открыта. Это вопрос только к перевозчикам, чтобы отправители, перевозчики и получатели использовали этот вид транспорта как альтернативу", - сказал он.
По его словам, у Дагестанской таможни есть силы, возможности и средства для того, чтобы пропускать по несколько составов в день. Достаточно будет добавить один состав в день, чтобы снять напряжение с Яраг-Казмаляр.
"Говорилось об открытии дополнительного таможенного-пропускного пункта Ханоба. С вашей стороны идет его полная реконструкция. Частично это снимет нагрузку с Яраг-Казмаляра", - отметил Троцко.
Суть проблемы
Производители сельхозпродукции в Азербайджане испытывают сложности со сбытом. Проблема, по их словам, связана с тем, что вывоз товара на российский рынок значительно осложнился.
Так, по словам Афлатуна Абдуррахманова, который занимается закупкой томатов для дальнейшего вывоза в Россию, российская сторона готова принимать продукцию азербайджанских фермеров, но на границе образовался большой затор.
"Раньше товары отправлялись в Россию вагонами, в этом году возятся грузовиками. Автомобили проходят через границу за 10-15 дней. Урожай за это время портится. По этой причине за покупкой новой партии закупщики урожая уже не приезжают", - сетует Абдуррахманов.
Еще одна проблема связана с увеличением транспортных расходов: "Если в прошлом году один грузовой автомобиль возил в Россию товар за 1500 долларов, в этом году цена выросла до 4000 долларов. Это создает дополнительные трудности для посредников, и в конечном итоге убытки несут сельчане", - говорят фермеры.
Напомним, на днях депутат Милли Меджлиса Эльман Насиров сказал на заседании парламента, что фермеры в Джалилабаде испытывают трудности с вывозом своей продукции на российский рынок: "Фермеры говорят мне, что на таможенном посту "Самур" стоят сотни грузовиков, урожай гниет. В этом году урожай большой, но есть проблемы".
Приостановка экспорта сельхозпродукции в Россию
В конце прошлого года Россельхознадзор запретил экспорт яблок и помидоров из Азербайджана в Россию. Причиной было обнаружение вредителей в импортируемой продукции.
В течение последующих месяцев экспорт томатов в Россию с ряда предприятий был поэтапно возобновлен, но запрет на железнодорожные перевозки в силе. И в целом проблема отечественного производства томатов, ориентированного на российский рынок, остается нерешенной.
Читайте также:
- "Томатная" революция: фермеры Гёйчая возмущены монополией и заторами на границе
- Азербайджан может устранить разницу в развитии экономики городов и регионов - подробности
- Азербайджан продал томаты в Беларусь и Украину, а шоколад - арабам
- Россия открылась для поставок томатов сразу трех десятков азербайджанских фермеров