Несметное количество блистательных талантов советскому искусству дали 50-60-е годы прошлого столетия, и особо это ощущалось в театре и кино. Именно в те времена в театрах и на съёмочных площадках огромной страны появились великие актеры и режиссеры, которые своим творчеством многие годы удерживали на заоблачных высотах авторитет советского искусства.
Актеры того времени были разносторонними людьми: они не только были выдающимися мастерами своего дела, но и многие из них были прекрасными поэтами, режиссерами, музыкантами, прозаиками.
Актеры 50-60-х годов были высокоэрудированными людьми - каждый из них был не только актером, но и потрясающей личностью. В кино очень большую роль в воспитании такого поколения актеров сыграли великий режиссер и педагог Сергей Герасимов и его супруга - блистательная актриса и педагог Тамара Макарова. Их знаменитые ученики из того поколения, что сыграли в знаковом фильме своего учителя "Молодая гвардия", заканчивали ВГИК во второй половине 40-х годов и сделали затем очень многое для славы советского кинематографа. Достаточно назвать такие имена, как Сергей Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Инна Макарова.
Но это был не единственный курс Герасимова и Макаровой. По общему признанию, курс, который они набрали в конце 50-х годов, стал также чуть ли не гордостью советского кино. Я назову только несколько имен этого легендарного курса Герасимова и Макаровой: Николай Губенко, Лидия Федосеева-Шукшина, Жанна Болотова, Евгений Жариков, Галина Польских, Жанна Прохоренко и другие.
В этой великолепной компании одно из ведущих мест занимал выдающийся актер и режиссер Сергей Никоненко, который сегодня празднует свой 80-летний юбилей.
Родился Никоненко в 1941 году в Москве, в рабочей семье. Несмотря на тяжелую послевоенную пору, на которую пришлось его сознательное детство, Сергей Петрович о тех годах всегда отзывается с особой теплотой.
Его семья занимала одну комнату в шестикомнатной коммуналке на Арбате. Актер и ныне живет там, но уже во всех шести комнатах. Соседи при действенной помощи Никоненко получили отдельные комфортабельные квартиры, а Сергей Петрович остался жить на своем любимом Арбате.
Жили в послевоенное время бедно, но весело. У детворы в распоряжении была не только улица, но и различные кружки и Дома пионеров. Сергея с самого детства тянуло к искусству, и он занимался музыкой по классу аккордеона, и по его собственным словам, с 13 лет хотел стать актером.
После школы кем только он не работал: кондуктором, почтальоном, но не оставлял своей мечты о ВГИКе.
Просто невозможно не восхищаться чутьем великого мэтра кинорежиссуры Сергея Герасимова, который сумел разглядеть в этом неприметном, щуплом рабочем пареньке огромный актерский потенциал. Никоненко стал одним из лидеров курса, после окончания которого стал активно сниматься в кино.
Экранный дебют у Никоненко произошел в самом начале шестидесятых. Он снимался у различных режиссеров, в том числе у своего учителя Герасимова. В основном это были роли второго плана и эпизоды.
Молодой актер, несмотря на это, запоминался не только зрителям, но и специалистам кино. В середине шестидесятых он снимается в знаковом фильме режиссера Александра Митты "Звонят, откройте дверь!", где главные роли исполняли великий Ролан Быков и еще совсем юные Елена Проклова и Виктор Косых. Никоненко сыграл роль пионервожатого Пети, в которого безответно была влюблена героиня Прокловой.
Потом была эпизодическая, но очень запоминающаяся роль юного русского офицера в гениальной экранизации Сергея Бондарчука романа великого Льва Толстого "Война и мир".
Так же великолепно Никоненко создал образ редактора провинциальной газеты Реутов в фильме своего учителя Сергея Герасимова "Журналист".
Актер продолжал много сниматься, принимая участия в таких кинопроектах, как "Николай Бауман", "Преступление и наказание", "Неподсуден", "Красная площадь". Но особенно хотелось бы отметить в его работах того времени роль Сергея Есенина в фильме Геннадия Шпаликова и Сергея Урусевского "Пой песню, поэт". Интересно, что Есенин после этого фильма прочно вошел в жизнь Никоненко, который с 1994 года является директором Есенинского Культурного Центра в Москве.
Ну и конечно нельзя не вспомнить, как в начале 70-х Никоненко блистательно сыграл роль смельчака и балагура Сашку Голубева в киноэпопее "Освобождение".
Будучи уже очень заметным актером, Никоненко решает освоить и режиссерскую профессию. В 1971 году он заканчивает режиссерский факультет ВГИКа и после этого, как постановщик, Никоненко снял в разные годы 17 картин. Наиболее запоминающимися лентами из режиссерского списка Никоненко я назову "Трын-трава" (сам же играл главную роль в компании с Любовью Федосеевой-Шукшиной и Николаем Бурляевым), "Елки-палки!" по мотивам рассказов Василия Шукшина, где Никоненко сыграл главную роль.
Однако, актерские удачи Никоненко заметно превышали удачи его, как постановщика. Он каждый год снимается сразу в нескольких фильмах. Его фильмография необъятна, но все же отмечу, что в конце семидесятых самыми заметными ролями становятся Яшка из "Неоконченной пьесы для механического пианино" Никиты Михалкова, где был собран потрясающий актерский ансамбль.
Свой широкий актерский диапазон Никоненко демонстрирует, снимаясь в совершенно разных по существу ролях в фильмах "Хождение по мукам", "Фантазии Веснухина", "Пока безумствует мечта", "Анкор, еще анкор" и в целом ряде других картин.
Потрясающий успех выпал на долю Никоненко, когда он сыграл главную роль в советском истерне "Шестой" и роль честного инспектора ГАИ Зыкина в "Инспекторе ГАИ". В последней картине он играл в дуэте с Никитой Михалковым, и их совершенно противоположные герои вызвали в те времена большой отклик у зрителей.
Также Сергей Никоненко создал образы отважного Родимцева в "Ангелах смерти", балетмейстера Фоменко в "Зимний вечере в Гаграх", хитреца Лиходеева в "Мастере и Маргарите" (вариант Юрия Карры", Арсения Мышко в "Китайском сервизе", Ворошилова в "Пиры Валтасаара или Ночь со Сталиным", графа Чернышёва в "Виват гардемарины!". Персонажей, созданных Никоненко, множество и везде он добивался удивительной убедительности.
А как изумителен был Никоненко в образе Николая Васильевича Горского в криминальной истории Георгия Шенгелии "Классик". Он был до такой степени убедителен, создавая образ подставного классика бильярдного дела, что зрители до самого конца были уверены, что он и есть настоящий Классик. И только в самом конце выяснялось, что истинным Классиком был герой, которого играл Алексей Гуськов.
В этом фильме, кроме названных, играли такие асы, как Владимир Этуш, Юозас Будрайтис, Валерий Баринов, Владимир Зельдин, Александр Панкратов-Черный, Валентина Теличкина. При всем уважении ко всем этим актерам, отмечу, что все же солировал в картине Никоненко.
В современном российском кино Никоненко также востребован. Вспомним его "Колобка", то бишь Гордеева в сериале "Каменская", его роли в "Одна любовь в душе моей", "Ребята из нашего города", "Граф Крестовский", "Гибель империи", "Любовь, как любовь".
Также отмечу его Никиту Комова в фильме "Пушкин. Последняя дуэль", артиллериста в "Ленинграде", театрального режиссера в "Вы не оставите меня"
В свой 80-летний юбилей актер находится в прекрасной физической форме. Никоненко любит говорить, что если природа наделила хорошими генами, то надо это ценить. Он считает, что в активной жизни и кроется секрет долголетия.
Сергей Никоненко никогда не оставался без ролей. Он соглашался на маленькие роли, на эпизоды, будучи уверенным в том, что актёр не должен испытывать творческий простой.
Сергей Петрович - прекрасный чтец и на концертах он особенное внимание уделяет своему любимому Есенину. Активно занимается общественной работой - кроме того, что он возглавляет Есенинский Культурный Центр, Никоненко еще с 2014 года является президентом Гильдии актеров кино России.
Энергия так и брызжет из этого человека, и мы пожелаем выдающемуся актеру и талантливому режиссеру, чтобы так было как можно дольше.