Во второй половине семидесятых годов прошлого столетия на телеэкранах демонстрировалась экранизация режиссером Василием Ордынским великого романа Алексея Толстого "Хождение по мукам". Премьера с интересом ожидалась, так как многим не терпелось сравнить этот вариант с версией режиссера Григория Рошаля, которая вышла на экраны в конце 50-х годов. В той экранизации были задействованы большие актеры, и их великолепная игра вкупе с отличной режиссурой сделала картину Рошаля очень популярной.
Версия Ордынского оказалась также превосходной. В этом романе Алексея Толстого очень много персонажей, и Ордынский пригласил в свою картину когорту выдающихся актеров своего времени, которые с блеском воссоздали эти сложные образы.
В фильме, как и в романе, были четыре главных лица. Два мужских образа – Телегина и Рощина, Ордынский поручил уже опытным и знаменитым актерам: Ивана Ильича Телегина сыграл Юрий Соломин, а Вадима Петровича Рощина - Михаил Ножкин.
Но на две главные женские роли режиссер пригласил фактически дебютанток. Обе актрисы уже успели сняться в малозаметных фильмах, но за такие сложные роли брались впервые. Есть много различных отзывов об их игре в этом многосерийном фильме, было достаточно и нещадной критики.
Лично мне, простому зрителю, игра этих актрис очень понравилась. Светлана Пенкина, сыгравшая старшую сестру Катю, была очень убедительна в своей женственности. А на роль Даши Ордынский пригласил вообще еще студентку, которая в те времена заканчивала ГИТИС.
Режиссер поставил условие перед актрисой, чтобы она за все время съемок тринадцатисерийного фильма не работала в театре. Совсем еще юная актриса согласилась и превосходно справилась со сложным образом младшей Булавиной.
Вы, наверное, уже догадались, что речь идет об Ирине Ивановне Алферовой, которая сегодня отмечает свой семидесятилетний юбилей.
Она родилась в 1951 году в Новосибирске в семье юристов. Там же в знаменитом Академгородке играла в самодеятельном театре. После окончания школы решила поступать в ГИТИС. В этом желании ее поддержала мать, вместе с которой будущая звезда и приехала в столицу.
Алферова поступила. Красавица буквально обворожила приемную комиссию, которая наряду с великолепной внешностью девушки, отметила и ростки ее таланта.
Учеба вначале давалась трудно, но к концу обучения Ирину признали одной из самых перспективных на курсе.
Еще до окончания вуза Алферовой поступили предложения от нескольких известных столичных театров. Но тут подоспело предложение Василия Ордынского. Алферова согласилась с условием режиссера и в течение пяти лет, пока шли съемки, не играла в театре и всецело была занята своей героиней в фильме.
Но в конце концов, съемки закончились, фильм получил заслуженную известность, а Алферова стала узнаваемой актрисой. Ее пригласил в свою труппу знаменитый Ленком.
Забегая вперед, отмечу, что в Ленкоме актриса не сыграла значительных ролей. Главный режиссер театра Марк Захаров был неоспоримым авторитетом, и считал, что участие Алферовой в удачных кинопроектах не должно гарантировать ей главные роли в театре.
В Ленкоме Алферову особенно не баловали, но там она встретилась с Александром Абдуловым. Они поженились и жили вместе довольно долго, хотя в конце концов и расстались. Однако вместе они сумели создать и на экране убедительные роли, но об этом - позже.
Сразу же после "Хождения по мукам" режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич начал подготовку к музыкальному приключенческому сериалу "Д'Артаньян и три мушкетера". В роли неистового гасконца режиссер собирался снимать Александра Абдулова, но в конце концов решил дать эту роль Михаилу Боярскому, который до этого намечался на роль Рошфора.
В роли Констанции Юнгвальд-Хилькевич видел Евгению Симонову, но по настоянию Госкино роль получила Алферова.
Режиссер считал, что у Алферовой чисто славянская красота и она не подходит для французской легкости, которая ему была необходима. Сняв Алферову, он поручил ее озвучивать Анастасии Вертинской. Из-за этого многие критично относились к успеху Алферовой в роли Констанции. Но позвольте, в этом сериале Трофимова, игравшего Ришелье, озвучивал Михаил Козаков, а Старыгина-Арамиса - Игорь Ясулович, однако никто не поставил под сомнение их удачи.
Справедливости ради отметим, что в роли Констанции Алферова не была совершенна убедительна. Не знаю, как получилась бы эта роль у Симоновой, но по мне, лучше всех для воплощения этой роли подходила Елена Цыплакова, сыгравшая в "Мушкетерах" обаяшку Кэт.
Как бы то ни было, фильм про приключения мушкетеров имел оглушительный успех, что принесло Ирине Алферовой еще большую популярность у зрителей.
Возможно, меня поддержит старшее поколение любителей кино, но я считаю, что наиболее убедительной Алферова была в фильме "С любимыми не расставайтесь", где снялась с Александром Абдуловым. В этой картине, возможно, в единственный раз в своей кинокарьере, Алферова солировала. Даже неповторимый Абдулов уступал ей в этой картине.
Актрисе удалось скупыми красками передать все оттенки чувств, обуревавших героиню. Казалось, в течение всего фильма героиня Алферовой как-то отстранена от происходящего с ней и с ее любимым, который на почве ревности решился на развод. Но все раскрывается в последних кадрах, когда в больнице ее посещает герой Абдулова и она сначала тихо, а потом все сильнее и сильнее кричит: "Я скучала по тебе!".
Актриса сыграла потрясающе и невозможно представить в этой роли другую актрису. А фильм стал для молодежи того времени знаковым.
Она снялась с Абдуловым также в фильме "Предчувствие любви", который тоже прошел с достаточным успехом. Затем были роли в "Василий Буслаев", "ТАСС уполномочен заявить" , "Багратион", и в целом ряде других картин.
Несомненным успехом актрисы я считаю роль Анны Силиной в шедевре Краснопольского и Ускова "Ночные забавы". В этом фильме были заняты великие актеры: Евгений Евстигнеев, Валентин Гафт, Альберт Филозов, но Алферова не осталась в тени этих гигантов.
В 90-е годы, когда наступил кризис в кино, так получилось, что кризис постиг Алферову и в личной жизни. Брак с Абдуловым распался, и вскоре Ирина вышла замуж за актера Сергея Мартынова.
В Ленкоме она так и не сыграла значимых ролей, и с 1993 года приняла приглашение "Школы современной пьесы". В этом театре она создала много запоминающих образов. По сей день Ирина Алферова принимает участие в антрепризах, и спектакли с её участием пользуются неизменным успехом.
Ну а в кино можно отметить ее работу в "Ермаке", в начале нового века актриса снялась в украинском фильме "Потерянный рай", осталась в памяти и в роли жены французского дипломата в "Лиса Алиса".
Среди ее киноработ последнего десятилетия заметны княгиня Зинаида Юсупова в "Распутине", Наталья Ивановна в "Последнем испытании", и Юлия Снегирева в популярных "Елках".
Несмотря на то, что к Ирине Алферовой во время всей ее карьеры критика относилась достаточно прохладно, неоспоримо одно - одна из самых красивых женщин советского кинематографа, Ирина Алферова с самого своего первого появления на экране отождествляла собой мягкую женственность и искренность. Думаю, что именно из-за этих качеств для широкой публики она была и остается одной из самых популярных и любимых актрис.