БАКУ, 4 апр — Sputnik, Айгюль Тагиева. Лозунг "ноль проблем с соседями и региональными странами", который был объявлен правящей партией Турции (Партия справедливости и развития, ПСР) во время прихода к власти, в последнее десятилетие показывает свою неэффективность. Однако сейчас, сработавшись с Россией по некоторым международным вопросам, Анкара может попросить Москву посодействовать в улучшении отношений и с арабскими странами.
У Турции из-за амбиций роли "лидера мусульманских стран" в регионе сильно испортились отношения с арабскими странами, в частности, с Саудовской Аравией, традиционно занимающей позицию лидера исламского мира. Если добавить сюда политические разногласия Турции с арабскими странами по ряду региональных вопросов и конфликтов, Анкара вконец испортила отношения с главными странами арабского мира.
Так, разногласия Анкары с Дамаском экономически навредили не только Сирии, но и Турции. В результате конфликта Анкара получила миллионы сирийских беженцев, энергетические проекты с Сирией были заморожены, а военное вмешательство Турции в Сирию стоило первой немалых денег. К тому же в результате вмешательства в сирийский конфликт турецкая оппозиция получила повод обвинить ПСР в экономическом упадке страны.
Кроме того, у Турции также плохие отношения с Египтом – после того, как в этой стране произошел военный переворот, Турция отказалась признавать легитимность новой власти и приостановила все экономические проекты с Каиром.
Также Анкара не может похвастаться хорошими отношениями с некоторыми странами Персидского залива. Из-за политических разногласий Турция и арабские монархи снизили экономические контакты почти до минимума – Саудовская Аравия периодически запрещает ввоз в страну продуктов турецкого производства, ОАЭ отказываются выдавать туристические визы гражданам Турции, а другие бойкоты стран залива - лишь часть напряженных отношений Анкары с монархами.
На фоне цепи таких разногласий Турция в последние годы укрепляет отношения с Россией. Связи двух стран, которые успешно сотрудничают на протяжении многих лет в экономической сфере, в последнее время переходят в более активную фазу, направленную скорее на региональное сотрудничество и политическое взаимодействие.
После успешного решения карабахского конфликта и дальнейшего сотрудничества в качестве "контролеров мира", Россия и Турция политически сблизились еще больше и показали миру пример успешного взаимодействия, которое приводит к решению конфликтов и установлению стабильности.
Турция и Россия имеют опыт приходить к соглашению даже в тех вопросах, по которым изначально придерживались разных взглядов. В сентябре прошлого года стороны достигли соглашения в ливийском вопросе. Результатом российско-турецкого соглашения стало установление режима прекращения огня в Ливии в октябре прошлого года, а затем и объявление о национальном перемирии в стране. Ожидается, что в новой эпохе в Ливии создастся удобная почва для экономического сотрудничества России и Турции, в особенности, в нефтегазовой сфере.
Сейчас, договорившись с Турцией о ситуации в Ливии и сотрудничая в Карабахе, Россия сможет также посодействовать в улучшении отношений Анкары с Дамаском, Каиром и монархиями Персидского залива.
Видимо, шаги по посредничестве Москвы между турками и арабами уже начались. Так, официальная Анкара объявила о возможности начать переговоры с Каиром на дипломатическом уровне и не исключается сближение двух стран. Эта неожиданная "охота к миру" у обеих сторон скорее всего является результатом посредничества России, которая для Египта всегда была основным экономическим партнёром как в энергетической сфере, так и в международным вопросах.
Также недавно стало известно о том, что главы МИД России и Турции провели переговоры в аэропорту Катара, где Лавров находился после турне по арабским странам Персидского залива. Россия, которая имеет значительный политический вес в регионе Персидского залива, могла бы "замолвить словечко" за Турцию.
Содействие России в урегулировании взаимоотношений между турками и арабами могло бы помочь Анкаре примириться с арабскими странами и начать налаживать политические и экономические отношения, тем более что экономическая ситуация в Турции на фоне падения национальной валюты и последствий пандемии только ухудшилась, а как известно, политическая дружба всегда приносит экономические выгоды всем участникам сотрудничества.