БАКУ, 25 фев — Sputnik, Айгюль Тагиева. Азербайджан, вероятно, будет участвовать в финансировании строительства гидроузла и гидроэлектростанций "Гыз Галасы" и "Худаферин" на реке Араз и пользоваться электричеством, вырабатываемом ГЭС, на равных с Ираном. Об этом сказал Sputnik Азербайджан депутат Расим Мусабеков, комментируя сообщение иранских СМИ о том, что правительства Ирана и Азербайджана одобрили продолжение строительства ГЭС "Гыз Галасы" и "Худаферин".
"Азербайджану предстоит вести восстановительные работы на освобожденных территориях, и для этого есть потребность в электроэнергии. Поэтому необходимо завершить строительство гидроэлектростанций на Аразе, в котором Азербайджан примет непосредственное финансовое участие", - сказал Мусабеков.
Процесс строительства выходит на такую стадию, когда там будет размещено соответствующее оборудование, сказал депутат. С учетом того, что Иран находится под международными санкциями и отключен от международной банковской системы, Тегеран не в состоянии приобрести необходимое оборудование для строительства ГЭС. Однако Азербайджан может его закупить и финансировать проект, которым будет пользоваться на равных с Ираном.
Пакистанские специалисты могут принять участие в работах на освобожденных землях АР >>
Договор о строительстве ГЭС на реке Араз между Ираном и Азербайджаном был подписан еще несколько лет назад, отметил Мусабеков. Фактически завершилось строительство плотины и водохранилища. Но из-за того, что территория находилась под оккупацией и Азербайджан не мог пользоваться ГЭС, было достигнуто соглашение с Ираном о том, что пока, временно, все расходы, связанные со строительством, Иран берет на себя и будет возмещать затраты тем, что длительное время будет использовать вырабатываемую электроэнергию односторонне, сообщил собеседник Sputnk Азербайджан.
Касаясь других проектов между Азербайджаном и Ираном, реализация которых стала возможной после освобождения азербайджанских территорий от оккупации, Мусабеков отметил важность восстановления железной дороги, проходящей вдоль реки Араз.
"Один из самых важных проектов между Ираном и Азербайджаном, который можно будет реализовать благодаря освобождению азербайджанских территорий от армянской оккупации, является открытие железной дороги. Еще в Советское время существовала линия, проходившая вдоль Араза через Мигринский коридор в Нахчыван и выходившая в районе Джульфы (Иран) уже на иранскую сторону", - сказал депутат.
По его словам, во время оккупации все железнодорожные пути были разобраны и разрушены, и поэтому в данный момент маршрута не существует. Это часть проекта "Север-Юг", Астара-Решт, который соединит действующие железные дороги России, Азербайджана и Ирана.
"Это очень важная часть проекта "Север-Юг", она более короткая для транзита грузов. После того, как закончилась оккупация, дан старт восстановлению этой дороги вдоль Араза. С учетом того, что там было построено Худаферинское водохранилище, примерно 20 километров путей было затоплено, то есть их надо будет заново делать. Кроме того, необходимо восстановить и другие участки железной дороги", - отметил депутат.
Мусабеков также указал, что это довольно затратные работы, но Азербайджан в силах их осуществить. После того, как закончится процесс разминирования, Азербайджан приступит к восстановлению этой железной дороги, которая свяжет страну не только с Нахчываном, но и с Ираном, а в перспективе и с Турцией.