Осенняя эскалация вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе, а также реализация совместного заявления о прекращении огня заставили многих рассматривать перспективы отношений Москвы и Баку в 2021 году через призму, прежде всего, этой проблемы. Однако не стоит забывать и о других факторах российско-азербайджанского сотрудничества – в том числе, развитии транспортного коридора "Север-Юг".
Во-первых, вопреки ряду популярных (и при этом пессимистичных) прогнозов первых месяцев 2020 года, даже на фоне распространения коронавирусной инфекции международные игроки продолжили зондировать почву по поводу взаимодействия в транспортно-транзитной сфере.
Стоит отметить, что Ильхам Алиев в новых условиях поднял эту тему одним из первых – в частности, вопросы подобного сотрудничества поднимались в ходе апрельского саммита Тюркского совета с участием Азербайджана.
Схожие темы "сохранения товарных потоков в российско-азербайджанской торговле" и "торгово-экономического сотрудничества" в апреле 2020 года поднимались и в ходе телефонных переговоров главы правительства РФ Михаила Мишустина с его азербайджанским коллегой Али Асадовым.
Во-вторых, для российского руководства задача "инфраструктурно сшивать всю нашу огромную территорию" (как выразился Владимир Путин в ходе декабрьского совместного заседания Госсовета и Совета по стратегическому развитию и национальным проектам) взаимосвязана, в том числе, и с развитием международных транспортных коридоров.
Полад Бюльбюль оглы: Баку сделает всё, чтобы Карабах восстал из руин>>
Это становится фактором, повышающим интерес Москвы к МТК "Север-Юг", в том числе, в контексте развития российских регионов Южного и Северокавказского федеральных округов. В частности, конкретно тему данного транспортного коридора затрагивал в одном из своих декабрьских интервью замглавы Минтранса России Юрий Цветков.
В-третьих, после победы Джозефа Байдена на президентских выборах в США многие ожидают смягчения санкционного давления на Иран. Конечно, подобные ожидания не всегда оправдываются, а путь к их осуществлению может занять значительное время. Вспомним, как долго шел к "ядерной сделке" с Тегераном Барак Обама.
Для Баку иранский фактор тоже связан с рядом "подводных камней", например, периодически возникающие сложности в отношениях Тегерана и Анкары. Тем не менее, если подобные прогнозы в отношении американо-иранских отношений реализуются, это создало бы дополнительные перспективы для МТК "Север-Юг", а значит, - и для сотрудничества Москвы и Баку в данной сфере.
Вернемся к фактору Карабаха в отношениях Москвы и Баку. В условиях внутриполитической нестабильности в Армении заинтересованность Азербайджана в сотрудничестве с Россией, имеющей свои возможности влияния на официальный Ереван, безусловно возрастает. Нахождение миротворческого контингента в регионе всегда создает необходимость выстраивать диалог между его представителями и сторонами конфликта, но, в принципе, это решаемая задача.
Байрамов и Лавров обсудили соглашение по Карабаху>>
При этом, чем выше вероятность досрочных парламентских выборов в Армении (а о таком пути заявил уже и Никол Пашинян) и чем ближе будет финал этой предвыборной кампании (в случае ее старта), тем сложнее будет на этом фоне вести армяно-азербайджанские переговоры (что создает определенные сложности и для Москвы). Насколько можно судить предварительно, наиболее проблемным периодом для продолжения переговоров по ситуации вокруг Карабаха и реализации положений совместного заявления могут стать февраль и начало весны 2021 года.
Среди факторов, сближающих Баку и Москву в 2021 году, не будем забывать об осложнении отношений Франции с Азербайджаном в последние месяцы (впрочем, в новом году есть заметные шансы на оттепель в отношениях Баку и Парижа). В любом случае, для Баку в этой ситуации будет важным сотрудничество с Россией, также нередко подвергающейся критике европейских политиков и при этом активно взаимодействующей с французским руководством.
Наконец, учитывая тесное партнерство Азербайджана и Турции, стоит отметить про фактор отношений Москвы и Анкары. Тут есть свои риски. Например, турецкое руководство будет стараться усилить свои переговорные позиции в диалоге с западными державами за счет внешнеполитической активности, что происходит и сейчас. Это может создать дополнительные противоречия и в российско-турецких отношениях. В то же время, скептические ожидания из-за смены администрации в США есть как в России, так и в Турции.
Конечно, наличие общей проблемы не обязательно сближает, но все же это может стать дополнительным фактором поддержания диалога между Москвой и Анкарой. Это дает, скорее, дополнительные позитивные ожидания и от российско-азербайджанских отношений в 2021 году.