Кямаля Алиева
Азербайджанка Гюнель Аткинсон Насибова, проживающая во Франции, создала необычную настольную игру "Аксакал", ставшую объектом обсуждений в соцсетях. Игра нацелена на передачу и приумножение знаний о ценностях, традициях, истории, культуре и искусстве Азербайджана. Подробно о своем изобретении Насибова рассказала в интервью Sputnik Азербайджан.
- Гюнель, как получилось, что вы переехали из Баку во Францию?
- Я родилась и выросла в Баку, в семье педагогов-математиков. В детстве очень любила играть в шашки и даже стала чемпионкой Азербайджана в 13 лет. В 15 лет меня ожидал еще один сюрприз - я стала одной из победительниц программы Freedom Support Act (FSA), которая ежегодно спонсировала 50 учеников старших классов по обменной программе и годовом школьном обучении в США.
По возвращению в Баку я поступила в Американский университет и спустя четыре года получила диплом бакалавра по специальности "Деловое управление". После десяти лет работы в сфере финансов и бухгалтерии и проработав в различных международных компаниях, решила вернуться к учебе.
В 2010 году оказалась в Великобритании. Сначала училась по программе МВА, потом к списку своих дипломов добавила диплом СIMA.
В 2014-м вернулась в Баку по работе моего мужа, и наша семья провела здесь четыре замечательных года. Но в 2018 году контракт мужа закончился, и мы вновь переехали в Великобританию.
Вскоре после приезда мы получили неожиданную новость об очередном переезде, на этот раз в Париж. Унывать было сложно, ведь Париж - это сказочный город.
Мы живем тут уже третий год, и с каждым годом чувствую, как Париж становится роднее и любимее. Но несмотря ни на что, ни один город мира не заменит мне мой любимый Баку. Благодарна судьбе за то, что у меня прекрасная семья: муж Клайв, и двое замечательных детей - сын Эльвин и дочь Лейли.
- А как зародилась идея создать настольную игру с необычным названием "Аксакал"?
- Идея пришла мне благодаря детям. Я понимала, что, не живя в Баку и не получая в большом объеме знания о своей родине, а также постоянно не общаясь со своими соотечественниками, все больше отдаляешься от своих корней. Это меня очень расстраивало. Желание изменить ситуацию и привело меня к идее создания настольной игры.
Наша семья - игроманы, поэтому я была уверена, что в этом формате обязательно добьюсь поставленной цели.
- А почему именно "Аксакал"?
- Слово "аксакал" я очень люблю. С ним много хороших ассоциаций. Аксакал олицетворяет мудрость и уважение, в этом одном слове так много глубины. Когда название "Аксакал" пришло мне в голову, я сразу же поняла и почувствовала, что искать другие варианты уже не надо.
- Это первая игра, которую вы создали?
- Да, "Аксакал" - моя первая игра. В моих планах - замыслы о "расширении" "Аксакала", в его новых продолжениях, в том числе и "Агбирчяк" (женщина в годах - почтительно - ред).
- Каковы правила этой игры?
- Цель игры "Аксакал" - передать и приумножить знания о ценностях, традициях, истории, культуре и искусстве Азербайджана. Игроки узнают о стране, путешествуя по настольной доске, которая представляет собой карту нашей страны. Для того чтобы выиграть и стать "аксакалом", игрок должен первым завершить путешествие, собирая по пути карточки-вопросы об Азербайджане. Вопросы в свою очередь делятся на несколько категорий и включают в себя как познавательные, так и развлекательные.
Сама игра по своей концепции несложная, но по содержанию она особенная, и в этом и ее прелесть.
Игра имеет два уровня сложности, то есть в нее могут играть игроки, проживающие в Азербайджане и не живущие там. Даже самые мелкие детали продуманы с любовью и вниманием к нашей родине, так что даже передвигающиеся фишки представляют собой наши любимые национальные атрибуты - пахлаву, чарык, карабахского скакуна.
- Сколько времени у вас отнял "Аксакал"? С какими трудностями столкнулись во время создания игры?
- На разработку "Аксакала", включая цифровой дизайн, тестирование и получение первого прототипа, ушел год. Кстати, ситуация с COVID-19 и карантином, несмотря на то, что она меня тревожит и печалит, сыграла мне на руку и дала возможность посвятить больше времени любимому занятию.
Ну, без трудностей, конечно же, не бывает. Например, я раньше никогда не занималась цифровым дизайном, пришлось загрузить разные программы и всему научиться самой. После того как игра была готова к печати, я в первую очередь обратилась к нашим местным издательствам в Баку, но, к сожалению, такого производителя найти не смогла. Пришлось обращаться к зарубежным компаниям.
В будущем я бы очень хотела использовать наши местные ресурсы и услуги азербайджанских производителей. Сейчас трудности заключаются в финансировании этого проекта, но и здесь, я думаю, вопрос решится в скором будущем.
- Как во Франции оценили вашу игру?
- Во Франции я поделилась "Аксакалом" с представителями нашей диаспоры и получила большую поддержку и наилучшие пожелания, в том числе и поддержку нашего уважаемого посла Рахмана Мустафаева. Это, конечно же, безумно меня обрадовало и придало огромное чувство гордости.
Одной из первых, с кем я поделилась своей игрой, была и наша соотечественница, замечательная художница Асмар Нариманбекова, которая тоже проживает в Париже. Асмар ханум - человек замечательной души, дочь нашего великого художника Тогрула Нариманбекова и Эльмиры Гусейновой, народного скульптора Азербайджана. Она сразу же оценила всю пользу идеи игры "Аксакал" и похвалила за работу в этом направлении.
В продаже "Аксакала" пока нет, но я надеюсь порадовать всех желающих приобрести ее в очень скором будущем.
- Есть мысль, что почти все компьютерные игры убивают общение, а с настольными играми все наоборот - знакомства, живое общение, да и азарт в разы больше. Как думаете, смогут ли компьютерные игры полностью вытеснить настольные?
- Да, вы абсолютно правы, красота и прелесть настольных игр в том и состоит, что они собирают нас вместе с друзьями и родными, дарят нам занимательное времяпрепровождение. Благодаря именно этому факту, на мой взгляд, компьютерные игры никогда не смогут вытеснить настольные. Ну, по крайней мере, пока роботы не захватят человечество (смеется).
- Можно ли будет приобрести вашу игру в Азербайджане?
- Конечно же, и обязательно. Моя мечта - чтобы "Аксакал" появился в доме каждого азербайджанца.