Великобритания вышла из европейского альянса 31 января. Но многие как в самой Британии, так и в остальной Европе, утверждают, что этот развод Лондона с Брюсселем носит формальный характер. Так ли это? Думается, на данный момент взаимосвязи во всех отраслях экономики между Евросоюзом и Британией так сильны, что понадобится достаточно длительное время, чтобы Туманный Альбион почувствовал себя свободным от Брюсселя.
В самой Великобритании разрыв с Европейским союзом воспринят неоднозначно. Да, 31 января наблюдались торжественные шествия сторонников Брексита, где участники поздравляли друг друга и всю страну с долгожданным уходом из европейского альянса. Но были и такие (и их также достаточное количество), которые печалились и утверждали, что без Евросоюза Британия потеряет многое.
Если премьер-министр правительства Её Величества утверждает, что Британия после Брексита наконец-то станет по-настоящему глобальной, то еврочиновники и вторящие им противники Брексита в самой Британии не согласны с Борисом Джонсоном и не сомневаются в том, что после разрыва с ЕС Великобритания должна свыкнуться с тем, что она стала просто "маленькой страной". Так - конечно же, метафорически - заявил премьер-министр Ирландии Лео Варадкар.
Борьба между правыми и левыми в Италии продолжается>>
Постоянный член Совета безопасности ООН, ядерная держава, пятая экономика мира с почти 70-миллионным населением не может быть маленькой страной. Думаю, Варадкар отдает себе в этом отчет, но произнося эти слова, он имел в виду несколько иное. Очевидно, ирландский премьер хотел указать, что после Брексита Британия больше не будет участником формирования общей политики Евросоюза. С этим трудно поспорить, но что-то британцы не слишком печалятся по этому поводу.
Бывший председатель Европейского совета Дональд Туск, как только покинул свой пост, твердо заявил что Великобритания после выхода из Евросоюза станет аутсайдером, политическим игроком второго сорта.
Однако сторонники Брексита отрицают эти мрачные пророчества и утверждают, что несмотря на развод с Брюсселем, Лондон остается в добрых отношениях с остальными членами Евросоюза, но при этом не будет опутан внешнеполитическими установками ЕС.
Думается, что экономические риски, вызванные разрывом с Брюсселем, для Лондона достаточно велики. Но правительство Ее Величества во главе с Борисом Джонсоном надеется избежать этих рисков. На чем зиждется эта надежда? На том, что Джонсон и компания полагают, что после того как Британия вышла из европейского альянса, Лондон сумеет быстренько заключить договор о свободной торговле с Вашингтоном.
Президент США Дональд Трамп и высокопоставленные лица его администрации не раз заявляли о своей готовности заключить такие соглашения с правительством Джонсона. Что касается внешней политики, то Британия всегда была ярым последователем американского курса и сейчас, надо полагать, усилит свое служение Вашингтону.
Однако среди экспертов есть и те, кто утверждает: после того как Британия покинула ряды ЕС, она станет менее интересной Вашингтону. Мол, Лондон больше не сможет влиять на внешнюю политику Брюсселя, и потому Белый дом вынужден будет искать замену и тщательнее работать с другими странами ЕС.
На мой взгляд, США более настроены оказать действенную помощь Великобритании и тем самым наглядно показать другим членам Евросоюза выгоды, которые заработала Британия от разрыва с Брюсселем. Благодаря этому Белый дом вызовет среди участников ЕС сомнения в эффективности европейского альянса, появится сумятица и разброд в рядах Евросоюза и размышления о целесообразности этой организации, что весьма устроит Вашингтон.