БАКУ, 14 янв — Sputnik, Александра Зуева. Накануне в Москве прошли межливийские переговоры. Ключевым моментом обсуждения было подписание соглашения о перемирии между Правительством национального согласия (ПНС) Файеза Сарраджа и главой Ливийской национальной армии (ЛНА) маршалом Халифой Хафтаром.
Сам документ о перемирии подготовлен под эгидой России и Турции. Во встрече принимали участие министры иностранных дел и обороны России и Турции, а также ливийские делегации.
После длительных обсуждений делегация ПНС во главе с Сарраджем подписала соглашение о прекращении огня с ЛНА. Однако, маршал от подписания отказался. По словам главы российского МИД Сергея Лаврова, Хафтар попросил дополнительное время на раздумье.
В итоге маршал покинул Москву и уехал в Амман, а Саррадж отправился в Стамбул. Вероятно, чтобы обсудить произошедшее с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом.
Хафтару доверия больше нет
Для чего Хафтар тянет время и будет ли работать это призрачное перемирие, соглашение о котором на данный момент подписано лишь одной из сторон, Sputnik Азербайджан поинтересовался у руководителя Центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилла Семенова.
Хафтар из-за каких-то своих капризов фактически сорвал прорывную сделку, которую готовила Россия, и в которую было вложено много сил, считает эксперт.
"Через подписание этого соглашения Россия могла заявить о себе, как о новой региональной силе, способной урегулировать любой затянувшийся конфликт", - пояснил он.
В то же время, Москва сейчас вряд ли открыто даст реакцию на происходящее, хотя она, скорее всего, недовольна демаршем Хафтара. И даже если он теперь, по истечении взятого им дополнительного времени, согласится подписать документ, у российской стороны есть полное право ему не доверять, считает собеседник Sputnik Азербайджан.
Разговоры о том, что Хафтар взял двое суток для обсуждения соглашения с лидерами племен, и вовсе не имеют смысла, так как именно маршал принимает все решения, так что согласие племен ему не нужно, подчеркнул Семенов.
"Ведь даже если предположить, что Хафтар вернется через два дня и подпишет это соглашение, уже нет никаких гарантий, что через некоторое время он не передумает", - пояснил собеседник Sputnik Азербайджан.
Что же до Сарраджа, то у этого политика, по мнению Семенова, в общем-то все хорошо. Даже несмотря на то, что перемирие, о котором стороны устно условились еще на прошлой неделе, больше продолжаться не может, отметил эксперт.
Все дело в том, что напрочь отсутствуют условия соблюдения соглашений: неизвестны ни условия нарушения перемирия, ни где именно оно должно соблюдаться или кто должен за этим наблюдать, объяснил он.
В то же время сам факт того, что двух этих политиков, впервые после встречи в Абу-Даби в 2017 году удалось собрать в одном месте, уже является большим достижением, подчеркнул собеседник Sputnik Азербайджан. Учитывая то, что с обеих сторон достаточно сил, которые не очень бы хотели примиряться в сложившихся условиях.
Взятие Сирта маршалом Хафтаром – обратный эффект турецкого вмешательства в Ливию >>
Коснувшись роли в ливийском вопросе России и Турции, Семенов пояснил, что прежде ни у Хафтара, ни у Сарраджа для перемирия не было никаких факторов, на которые они могли бы опереться. Стороны были предоставлены сами себе и могли воевать до скончания веков.
"Но затем Россия выразила поддержку Хафтару, а Турция получила возможность влиять на Сарраджа, после того как был подписан договор по безопасности. Причем Саррадж в значительной степени зависит от Турции и восприимчив к любым пожеланиям Анкары", - отметил он.
И в Москве, и в Анкаре по-прежнему понимают, что продолжать операцию в Ливии бесполезно. Но каким теперь может быть в целом завершение ситуации в стране – не знает никто, заключил эксперт.
Суть вопроса
Международная коалиция во главе с США и НАТО в 2011 году провела в Ливии операцию, в результате которой был убит ливийский лидер Муаммар Каддафи, а его державшийся более сорока лет режим свергнут.
После этого в стране начался острый кризис. На востоке – в Тобруке – заседает избранный народом парламент, который поддерживает Ливийская национальная армия (ЛНА) во главе с маршалом Халифой Хафтаром. А на западе – в Триполи – действует сформированное при поддержке ООН и Европейского союза Правительство национального согласия, возглавляемое Файезом Сарраджем.
Двоевластие и обвал в системе безопасности привели к росту активности вооруженных повстанческих группировок и террористических организаций. Из-за отсутствия централизованной власти и единой армии Ливия превратилась в центр контрабанды, а также перевалочный пункт нелегальных мигрантов из Африки в Европу.
В начале апреля 2019 года Хафтар начал наступление на Триполи для "освобождения от террористов". Лояльные правительству вооруженные формирования объявили о начале ответной операции "Вулкан гнева". За последние несколько месяцев в боях погибли сотни человек, тысячи ранены.