Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Президент Израиля Реувен Ривлин накануне объявил о передаче права на формирование коалиционного правительства лидеру блока "Кахоль-Лаван" Бени Ганцу. Такое решение им было принято после второй неудачной попытки действующего премьера Биньямина Нетаньяху собрать коалицию. О том, как дальше будет развиваться ситуация вокруг формирования израильского правительства, Sputnik Азербайджан поинтересовался у израильского журналиста Михаэля Бородкина.
Известный кяманчист из Израиля выступит в двух городах Азербайджана >>
- Что происходит вокруг Нетаньяху? Почему он так и не смог сформировать коалиционное правительство?
- Нетаньяху во второй раз столкнулся с теми же проблемами - израильская парламентская система такова, что победителю необходимо собрать коалицию из множества партий, каждая из которых выдвигает какие-то требования, нередко противоречащие требованиям других потенциальных партнеров по коалиции. Если такие партнеры отвергают компромисс, то кризис неизбежен.
К тому же премьер совершил серьезный просчет в ходе предвыборной агитации. До апрельских выборов Нетаньяху и "Ликуд" десять лет практически бездействовали на так называемой русскоязычной улице, оставив ее Авигдору Либерману и партии "Наш дом - Израиль" (НДИ). Расчет был прост — Либерман в любом случае входит в коалицию с Нетаньяху, следовательно, пусть собирает голоса репатриантов, и они точно не достанутся другому блоку.
На сей раз, после того, как из-за неуступчивости Либермана были объявлены повторные выборы, "Ликуд" попытался обратиться к русскоязычным репатриантам. Попытка была, мягко говоря, слабой. Никакой серьезной борьбы за эти голоса мы не увидели. Причем не только со стороны Нетаньяху, но и со стороны блока "Ямина", который потенциально вполне мог набрать два-три мандата только за счет русскоязычных израильтян, если не больше.
Правительства в Израиле нет: при чем тут Либерман >>
Но, вопреки здравому смыслу и простой логике, "Ликуд" и "Ямина" не пытались всерьез привлечь на свою сторону упомянутую категорию израильтян. В итоге Либерман набрал восемь мандатов, почти удвоив результат после апрельских выборов, и продолжил диктовать свои условия.
Нетаньяху попытался консолидировать вокруг себя все право-религиозные силы и выступить на коалиционных переговорах единым фронтом. Но он не смог убедить ни Либермана, ни оппозиционную партию, которой предлагал сформировать правительство национального единства.
Среди оппозиции слишком много тех, кто требует от него уйти в отставку из-за следствия по коррупционным делам, хотя закон, как я уже говорил неоднократно, позволяет ему оставаться на посту премьера вплоть до вынесения вердикта. Вдобавок, часть оппозиции, как и Либерман, не желает видеть в широком правительстве ультрарелигиозные партии.
- Какова вероятность, что правительство удастся сформировать лидеру оппозиции?
- Шансы Бени Ганца так же слабы. Он, в теории, может создать правительство меньшинства, но ему каждую неделю надо будет находить достаточное число голосов депутатов, не входящих в коалицию, чтобы пережить вотум недоверия. Без право-религиозных партий это нереально, а они категорически отвергают возможность поддержать Ганца.
В Азербайджане еврейскую общину поздравили с праздником Рош-Ха-Шана >>
Оппозиция будет выдвигать вотумы постоянно, так что такое правительство будет крайне неустойчивым. Вдобавок, оно будет полностью зависеть от поддержки Объединенного арабского списка, а израильтяне относятся к этому неоднозначно, и часть депутатов блока Ганца выступает против формирования правительства меньшинства.
- Сделает ли наконец свой выбор Либерман?
- Либерман еще до выборов объявил свою позицию и отказался ее смягчить: светское правительство национального единства.
Напомню текущую ситуацию. Право-религиозный лагерь состоит из "Ликуда" - 32 мандата, ШАС — девять, "Яхадут ха-Тора" - семь, "Ямина" - семь (этот блок уже разделился на две части, но общую ситуацию это не изменило). Вместе — 55 мандатов, а для устойчивого правительства нужен 61. Левоцентристский лагерь - "Кахоль-Лаван" - 33 мандата, "Авода-Гешер" - шесть, "Демократический лагерь" - 5 — 44 мандата. Партия Либермана имеет восемь мандатов, Объединенный арабский список — 13.
Арабские депутаты могут поддерживать Ганца, не входя в коалицию, но и это дает ему лишь 57 мандатов. То есть, если все политики останутся при своих нынешних взглядах, то третьи выборы неизбежны, либо сразу, либо спустя несколько месяцев после формирования правительства меньшинства.
Либерман может привести к власти Нетаньяху — его восемь мандатов доведут право-религиозную коалицию до 63 мандатов. Чтобы привести к власти Ганца, Либерман должен, по сути, вступить в политический союз с арабскими депутатами, а это выглядит маловероятным.
Я хочу напомнить, что такой политический тупик в Израиле образовался впервые за всю историю страны, и большинство экспертов затрудняются делать прогнозы. Возможно все — как третьи выборы, так и распад одной из крупных партий и формирование правительства в неожиданной конфигурации.