Сегодня мы прощаемся с великим режиссером и человеком Марком Анатольевичем Захаровым.
Вклад гениального постановщика в мировое театральное и киноискусство огромен. Жаль, что один за другим покидают этот мир титаны театра и кино, которые в ХХ веке создавали великие спектакли и кинокартины, бывшие для многих поколений отдушиной, светлыми мгновениями в жизни и которые не забудутся никогда.
Свой путь в искусстве Марк Анатольевич начинал, как актер, но его несомненный дар постановщика и потрясающая харизма привели Захарова в режиссуру. Он работал во многих советских театрах, пока, наконец, убедившись в неоспоримом таланте и больших организаторских возможностях, власти в 1973 году не назначили Захарова главным режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола, больше известного, как Ленком. Вернее, театр стал неимоверно популярным под таким именем, после того как его возглавил Марк Анатольевич.
Помнится, как гремел по Москве поставленный Захаровым спектакль "Тиль" Горина по произведению Костера. И далее, каждый год, один за другим появлялись на сцене Ленкома выдающиеся спектакли, поставленные Захаровым, которые потрясали поклонников театра своей неординарностью и при этом - потрясающей убедительностью.
Театралы со всех концов огромной страны съезжались в Москву, чтобы побывать на спектаклях Ленкома. В то время сделать это было почти невозможно - достать билеты в этот театр было огромной удачей.
В середине 70-х годов Марк Захаров поставил знаменитую пьесу "Иванов" гения русской литературы Чехова. Постановщик отошел от общепризнанных трафаретов, дал чеховской пьесе новое дыхание. Захаров занял в главных ролях спектакля Евгения Леонова и Инну Чурикову. Для того времени это было неслыханно! Но Захаров, отошел от общепринятой типажности, он по-новому видел героев пьесы, и актеры, виртуозно сыграв в нем, сделали спектакль одним из самых смотрибельных театральных постановок того времени.
Далее последовали спектакли, каждый из которых становился событием в театральной жизни страны. "Ясновидящий" по Фейхтвангеру, "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" по Неруде, "Парень из нашего города" Симонова , "Жестокие игры" Арбузова и многие другие спектакли Марка Анатольевича были с восхищением приняты публикой.
А театральным событием мирового масштаба можно смело назвать постановку Захаровым "Юноны и Авось" Вознесенского с музыкой Рыбникова. Все, кто видел этот спектакль, называли его гениальным. И это было заслуженно, поскольку постановщику удалось сплотить драматургию и музыку воедино и вкупе с великолепной игрой актеров спектакль этот потрясал зрителей.
Интеллигентная внешность и тонкая ирония: к юбилею Олега Басилашвили >>
Бакинским театралам повезло - в конце 80-х годов прошлого столетия Ленком, приехав на гастроли в столицу Азербайджана, продемонстрировал на нашей сцене лучшие свои спектакли, в том числе "Юнону и Авось". Мне, автору этих строк, повезло вдвойне, ибо редакция "Молодежи Азербайджана", с которой я в те времена сотрудничал, попросила меня взять интервью у мэтра советской режиссуры.
Никогда не забуду эти 40 минут общения с Марком Анатольевичем! Высокая эрудиция, неиссякаемый талант этого режиссера органично соседствовали с его человеческой простотой. Захаров без намека на малейший столичный снобизм отвечал на все вопросы и не избегал острых углов. Ему была свойственна легкая ирония и, что самое главное, самоирония, что отличает человека высокоинтеллигентного.
Кинодива в роли бабушки: несравненной Жаклин Биссет - 75 >>
На мой вопрос об азербайджанском театре он тактично ответил, что нынешние деятели театра в Азербайджане в большом долгу перед прошлыми великими именами. Что касается режиссуры, Марк Анатольевич, добрым словом отозвался о молодом (в то время) Джахангире Новрузове, который вместе с Шекинским театром, где он был главным режиссером, был приглашен на гастроли в Москву и его постановки получили одобрение мэтров советской режиссуры того времени.
На мой вопрос, как Захарову удалось сколотить такую бесподобную труппу, мэтр ответил, что для это нужно уметь решительно расставаться с амбициозной бездарностью, а истинные таланты нужно беречь и лелеять. В его устах это прозвучало очень просто, но я сказал мэтру, что не всякий главный режиссер может сделать это. Ответ был короткий и категоричный - в таком случае им в режиссуре делать нечего!
И Бог создал женщину: Брижит Бардо отмечает 85-летие >>
А какие экранные шедевры создал этот гениальный режиссер! В свое время Леонид Гайдай, снимая "Двенадцать стульев", отказался снимать Андрея Миронова в роли Остапа Бендера. Захаров снял свой вариант бессмертного творения Ильфа и Петрова, где в главных ролях снялись Миронов и Папанов. И как снял! Фильм этот совершенно отличался от гайдаевского варианта, но привел в восхищение взыскательную публику, а Миронов сыграл одну из своих лучших ролей.
"Дом, который построил Свифт", "Тот самый Мюнхгаузен", "Формула любви", "Убить дракона" были истинными шедеврами и пользуются успехом до сих пор. Но для меня самым любимым экранным творением Захарова является "Обыкновенное чудо". Этот фильм очень сильно повлиял на мое мировоззрение, в некоторой степени дал установку двадцатилетнему парню на последующую жизнь.
"Джокер": главный фильм грядущего октября и, возможно, всего года >>
Каких великолепных актеров Марк Захаров собрал вокруг себя! И ныне, после его ухода, в труппе очень много известных артистов, а тогда… Евгений Леонов, Татьяна Пельтцер, Инна Чурикова, Леонид Броневой, Олег Янковский, Александр Збруев, Николай Караченцов, Александр Абдулов и многие другие блистали на сцене Ленкома. Их знала и любила вся страна. Все эти великие актеры всегда с особой теплотой говорили о своем главном режиссере и его огромном вкладе в их творчество.
Но, к сожалению, все, что имеет начало, имеет и конец. Помните гениальный кадр из "Обыкновенного чуда", когда герои покидают действие, и вдруг все поворачиваются, смотря на Волшебника, а потом продолжают свой путь. Вот так, один за другим, покинули Ленком, уходя в мир иной, любимые актеры Марка Анатольевича Захарова, а ныне нас покинул и сам Волшебник, оставив всем обыкновенное Чудо - свое бессмертное творчество.