Кямаля Алиева
Директор первого в Европе Музея ювелирного искусства Альба Каппельери впервые прилетела в Баку, чтобы принять участие в Дне итальянского дизайна, организованного Итальянским торговым агентством и посольством Италии в Азербайджане.
Помимо руководства музеем, Каппельери также преподает ювелирный дизайн в Политехническом университете Милана, она является одним из ведущих специалистов в области ювелирного искусства, инициатором многих важных исследований, посвященных золоту, драгоценностям, украшениям и моде. Будучи в Баку, Каппельери с удовольствием согласилась поговорить со Sputnik Азербайджан.
- Альба, вы впервые в Баку, расскажите нам о своих впечатлениях…
- Баку – потрясающе красивый город. Он мне очень сильно понравился. Я думаю, что вы сделали большую работу в плане осовременивания города с точки зрения архитектуры и урбанистики. Сейчас же вам нужно начать осовременивать ваши традиции.
Я являюсь послом итальянского дизайна и прилетела в вашу страну, чтобы принять участие в Дне итальянского дизайна. Безумно рада не только тому, что нахожусь в Баку, но и тому, что, думаю, бакинцам будет интересно поближе познакомиться с итальянским дизайном.
Для меня дизайн – это как вишенка на торте, а Италия является тем самым тортом. Дизайн является не только частью инноваций, но и определяет самобытность страны.
- Какие места уже успели посетить в нашем городе?
- Мне очень понравился Центр Гейдара Алиева, видела там выставку макетов исторических и архитектурных достопримечательностей. Судя по тому, что я увидела, ваша архитектура вобрала разные стили - от итальянского, французского до современного. Также посетила Музей ковра и была в шоке от увиденного. Я в восхищении от азербайджанских ювелирных изделий и традиций в ювелирном деле. Поближе разглядев их, мне удалось найти даже некоторые сходства с итальянскими украшениями. К примеру, филигрань, которая является древней техникой. Она очень популярна во всем мире и многие ваши изделия выполнены именно в этой технике, которая также широко распространена в Италии.
- Думаете начать сотрудничество с азербайджанскими ювелирами?
- Очень хочу. Планирую встретиться с несколькими из них и начать сотрудничество. Думаю, будет интересно создать ювелирное изделие, в котором бы присутствовали и азербайджанская, и итальянская техники. Это будет что-то необычное и грандиозное. Также хотела бы видеть в ваших музеях ювелирные изделия не только из прошлого, но и из настоящего.
Я написала книгу о трендах в ювелирном искусстве в будущем, проанализировав главные веяния. Считаю, что дизайнеры - они как музыкальные диджеи. Они не изобретатели и не ученые, но создают новые стили, так же как диджеи создают новую музыку, смешивая разные жанры и треки.
- Расскажите о вашем Музее ювелирного искусства. Чем он отличается от других?
- Я провела огромное количество исследований, и в одном из них затронула вопрос о том, почему в Италии нет собственного музея ювелирного искусства, учитывая то, что мы - лидирующая страна в производстве ювелирных изделий. После долгих исследований поняла, что в мире всего пять музеев ювелирного искусства, и мало их потому, что эта область очень сложная и в ней много разновидностей, стилей.
Я была безумно рада, когда в Италии наконец открылся музей, в котором представлены все самые знаменитые ювелирные изделия разных брендов, стилей, эпох. Моей радости не было предела, когда я стала директором этого замечательного места.
До открытия музея я провела ряд исследований, чтобы понять, какие именно изделия хочу выставить и показать посетителям. И тогда мне стало понятно, что универсальных украшений нет, они лишь отличаются по тематике. Поэтому решила создать девять тематических залов: "Красота", "Функция", "Магия", "Символы", "Искусство", "Мода", "Дизайн", "Иконы" и "Будущее". Для оформления каждого зала выбрала определенного куратора. В число кураторов вошли Альдо Баккер, Гис Баккер, Бьянка Каппелло, Франко Колоньи, Деанна Фарнети Чера, Грациелла Фолькини Грассетто, Стефано Папи, Маура Пиччау и Паоло Мария Гуаррера, Альфонсина Руссо и Ида Карузо. Одним словом, специалисты с мировым именем. Они меняются через каждые два года, как и экспонаты.
Первый зал посвящен ювелирным изделиям, которые можно назвать символами власти, богатства и любви. Во втором, который я назвала "Магия", представлены древние изделия – амулеты, талисманы. Куратор сам выбирал все древние экспонаты.
Если в первой комнате вы увидите изделия из платины, бриллиантов и других драгоценных камней, и металлов, то во втором зале найдете лишь части животных, шкуры, украшения из серебра. Основной идеей является то, чтобы показать, что древние люди пытались установить связь с Богами через ювелирные изделия.
Исключительная красота: неизвестные изделия Карла Фаберже >>
В третьем зале представлены ювелирные изделия, как функциональный элемент, например, броши, корсеты, в четвертом – вещи, придающие красоту. Далее - три зала посвящены искусству, моде и дизайну.
В зале моды у нас много изделий Карла Лагерфельда, потому что он создавал восхитительные работы.
В зале дизайна представлены экспонаты в виде мебели, освещения, которые вдохнули новое дыхание в ювелирное искусство. Далее идет зал икон и будущего, который курируется португальским дизайнером. Куратор зала будущего считает, что если сейчас мы носим ювелирные изделия на теле, то в будущем будем носить их вживленными в наши кости, кожу.
Самый последний экспонат выбрала я сама – это ожерелье от Bvlgari, являющееся отличным образцом итальянского искусства.
Уникальные ювелирные изделия показали в Баку >>
- Скажите, какой дизайн украшений сейчас в моде?
- Знаете, я все время учу своих студентов тому, что каждое изделие должно отображать свое время. Все зависит от дизайна, который постоянно меняется. Именно он придает время изделию. Сейчас в моде больше всего украшения в форме змей.