БАКУ, 2 фев — Sputnik, Фуад Ализаде. Превращение Азербайджана в региональный транспортный хаб вызывает откровенную зависть в Армении, которая на сегодня ни на йоту не продвинулась в своих устремлениях построить железную дорогу в направлении Ирана.
К такому выводу можно прийти после ознакомления с последним заявлением замминистра транспорта, связи и информационных технологий Армении Гагика Григоряна. Этот государственный муж пытается убедить всех, в том числе и братьев-иранцев, в том, что возить товары через Армению для Ирана выгодно, и Минтранс Армении это докажет.
По его словам, в скором времени в Ереван пригласят группу иранских транспортных компаний, которым представят транзитный маршрут от Персидского залива к Черному морю. При всех существующих сложностях, конкурировать с соседним Азербайджаном можно, подчеркнул Григорян, видимо, и сам веря в то, что говорит.
Надеемся, что словам замминистра верит только он, а не все руководство Армении и некоторые здравомыслящие армянские эксперты, которые во время учебы в вузе наверняка сдавали зачет по предмету "Логика". Ведь и невооруженным глазом видно, что руководство Армении прилагает все усилия, чтобы скрыть от общественности реальную ситуацию: тупик, в который вошел вопрос транзита грузов через территорию страны.
Армения потеряет "окно в мир", а Азербайджан будет вынужден принять беженцев>>
Успехи Азербайджана в развитии региональной транспортной сети становятся очевидны с завершением строительства и вводом эксплуатацию железнодорожного коридора Баку-Тбилиси-Карс (БТК) и практически началом строительства железнодорожной ветки Астара – Решт в Иране. Последняя соединит азербайджанские и иранские железные дороги, дав дорогу транзитным перевозкам в направлении России и Северной Европы из региона Персидского залива и Южной Азии (международный транспортный коридор (МТК) Север-Юг).
Взамен этого вниманию иранских инвесторов Григорян предлагает поистине уникальный, в первую очередь для экономистов, маршрут: везти грузовиками товары из Ирана через пол-Армении (в Ерасх), оттуда переваливать грузы на железную дорогу до Черного моря, где они "пересядут" на паром, следующий в Россию или Европу.
Только армянские эксперты могли рассчитать и представить замминистра более "выгодный" и "конкурентноспособный", чем у Азербайджана, путь, осуществив транзит грузов по логистически уникальному маршруту. Речь идет о следующих элементах пути: загрузка товаров на автомобильный транспорт по пути из Ирана в Армению; перевалка с автомобильного на железнодорожный транспорт в Ерасхе; доставка по железным дорогам Армении и Грузии до черноморских портов; очередная перевалка грузов с железной дороги на паромы для морских перевозок по Черному морю; и уже затем, в портах европейских стран или России — вновь перевалка грузов с морского транспорта на железную дорогу. Уверены, что даже у читателей, разбирающихся в транспортной логистике, не хватило ни дыхания, ни терпения ознакомиться с этим "выгодным" путем до конца…
Ничем иным, кроме как самообманом или преднамеренным введением в заблуждение армянской общественности, заявление Григоряна не назовешь. Ведь неоднократная перевалка грузов — это не только дополнительные расходы, но и высокие риски безопасности грузов. И иранцы, хочется думать, об этом догадываются.
В ходе визита в Азербайджан генеральный директор по транспорту и мобильности Европейской комиссии Хенрик Хололей подчеркнул, что с вводом в эксплуатацию БТК Азербайджан стал важным региональным транспортным узлом. При этом Хололей особо подчеркнул важность роста железнодорожных перевозок, которые не только дешевле, чем автомобильные, но и имеют экологическое значение — из-за снижения уровня выброса вредных веществ в атмосферу.
Европейские эксперты рассматривают Азербайджан как важного регионального игрока в контексте транзита грузов не только из стран Центральной Азии и Китая, но и Южной Азии, в первую очередь из Индии. То есть, страны Евросоюза внимательно изучают возможности перевозки по железной дороге грузов из Индии и Южной Азии по территории Ирана с выходом в Азербайджан и далее с использованием маршрута БТК — в Турцию и страны ЕС.
Российский эксперт: есть понимание, что Баку готов решить проблему и военным путем>>
Учитывая вышесказанное, руководству Армении, прежде чем думать о транзитных грузах из Европы в Иран или обратно, стоит спуститься с небес на землю, сосредоточив внимание на налаживании стабильных перевозок армянских грузов через Абхазию и Южную Осетию в Россию.
Ведь здесь еще необходимо не только договориться с Грузией, но и учитывать всевозможные задержки перевозок в связи с природными факторами, такими, например, как снегопады, лавины… Мы понимаем, что многие вещи и события в этом мире подвластны гениальному армянскому разуму, но все-таки Всевышний в одиночку решает, когда и где будет идти сильный снег.
Преимуществом МТК "Север-Юг" по сравнению с другими маршрутами является уменьшение расстояния и сроков доставки грузов в два-три раза от имеющихся показателей. Если перевозка грузов морским путем по маршруту Персидский залив-Суэцкий канал-Средиземное море-Балтийское море в Хельсинки занимает от 45 до 60 дней, то по коридору "Север-Юг" этот срок составляет 20-25 дней.
Торжественное открытие железной дороги Баку-Тбилиси-Карс состоялось 30 октября 2017 года. Предполагаемая пропускная способность БТК — миллион пассажиров и 6,5 миллионов тонн грузов в год. В дальнейшем пропускная способность транспортного коридора может быть увеличена до трех миллионов пассажиров и 20 миллионов тонн грузов ежегодно.
Может быть, кто-то не очень хорошего мнения об иранцах, но, поверьте, деньги считать они умеют. Может, и не "Великой", но и они были огромной империей, через территорию которой проходил торговый "Шелковый путь"…