БАКУ, 22 дек — Sputnik, Александра Зуева. Хотелось бы, чтобы грузинские власти, принимая решения, значимые для региона, с большей ответственностью подходили бы к отношениям с Азербайджаном, сказал Sputnik Азербайджан политолог Заур Мамедов.
Грузия подписала со швейцарской компанией SGS договор, который допускает перевозку грузов в Россию через неподконтрольный официальному Тбилиси Цхинвальский регион, если произойдет ЧП по дороге к ТПП "Казбеги – Верхний Ларс". По словам премьер-министра Георгия Квирикашвили, это может случиться только в форс-мажорной ситуации, при снегопаде или оползне в этом направлении.
По словам Мамедова, всем известно, что в Грузии имеются как пророссийские, так и проармянские силы. И они крайне заинтересованы в том, чтобы между Грузией и Россией была открыта эта автомобильная дорога.
Однако, отметил эксперт, грузинское общество не должно забывать того, что Азербайджан сделал для Грузии в 2008 году, когда страна осталась без газа и электричества. Ведь тогда именно Азербайджан предоставил помощь Грузии.
"Грузинские власти в связи с этим должны очень ответственно подходить как к отношениям с Азербайджаном, так и обратить внимание на свои отношения с Арменией", — сказал он.
Собеседник Sputnik напомнил, что в армяно-грузинских отношениях очень много проблем. Взять хотя бы вопрос статуса армянской церкви в Грузии, который постоянно поднимается в обществе, а также вопрос Джавахети. В этом грузинском регионе, вообще, судя по всему, армяне пытаются разыграть тот же сценарий, что был в свое время в Нагорном Карабахе.
Учитывая все это, Мамедов выразил сожаление в связи с тем, что некоторые грузинские политики, не задумываются о национальных интересах своей страны и последствиях принимаемых ими решений.
Грузинский политолог Гела Васадзе, в свою очередь, отметил, что данное соглашение, вернее эта часть соглашения, по имплементации соглашения 2011 года, было подписано по инициативе российской стороны. У правительства Грузии очевидного стимула для реализации данного соглашения именно сейчас не было и нет, а вот головную боль как внутри страны, так и на международной арене это принести вполне может. В том числе и опасность ухудшения отношений с Азербайджаном.
"Что заставило правительство Грузии пойти на уступки российской стороне в данном вопросе и были ли консультации с Баку, мы не знаем. Но тот факт, что премьер-министр говорит об использовании коридоров только при форс-мажорных обстоятельствах, скорее всего, говорит о том, что решение компромиссное", — подчеркнул он.
То есть, отметил собеседник Sputnik, вся эта ситуация далеко не однозначна. Конечно, заметил он, в идеале самое лучшее, что могло бы быть — это синхронизация интересов трех стран Южного Кавказа на международной арене. Но как известно, этот мир далек от идеала, а в нашем случае далек с точностью до наоборот, сказал эксперт.
Руководитель Кавказского института стратегических исследований, аналитик Теймураз Туманишвили также отметил, что на данный момент информации о том, проводились ли какие-либо консультации между грузинской и азербайджанской стороной по данному вопросу, пока нет.
Но, подчеркнул эксперт, уже сейчас с уверенностью можно сказать и, более того, таково мнение и многих других представителей экспертного сообщества Грузии, что никаких плюсов для грузинской стороны от данного решения нет. Более того, на фоне существующих и никак не разрешаемых абхазской и южно-осетинской проблем это вызывает целый ряд вопросов.
"В этой ситуации однозначно можно поздравить с победой армянскую дипломатию, и констатировать факт упущения со стороны грузинской и азербайджанской дипломатий", — сказал он.
Туманишвили отметил также то, что пока не ясно и то, кто будет контролировать осуществление данного решения, каков будет механизм его контроля. Одним словом, вопросов больше, чем ответов, по его словам — причем, вопросов в основном по существу.
Дипломатические отношения между Азербайджаном и Грузией были установлены 18 ноября 1992 года. Азербайджан имеет посольство в Тбилиси, Грузия, в свою очередь, посольство в Баку. Обе страны являются полноправными членами Совета Европы, ОБСЕ, ГУАМ и ЧЭС.