Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Некоторое время назад был обнародован факт тайных контактов руководства Израиля с Саудовской Аравией. Немногим позже это подтвердил министр энергетики Израиля Юваль Штайниц, заявивший также, что такие контакты были связаны с опасениями, касающимися Ирана. О том, чего ждать от союза Тегеран-Эр-Рияд, Sputnik Азербайджан поинтересовался у израильского журналиста Михаэля Бородкина.
- На каком уровне сегодня находятся отношения Израиля и Саудовской Аравии?
— На формальном и официальном уровне Израиль и Саудовская Аравия не поддерживают никаких отношений. Однако в последние годы многие СМИ сообщали о тайных контактах между двумя странами и о сотрудничестве в сфере безопасности. Время от времени появляются признаки того, что некие контакты существуют, например, саудовская газета "Элаф" опубликовала уже несколько интервью с израильскими должностными лицами, последним было интервью с генералом Айзенкотом, начальником генштаба, который сказал, что Израиль готов делиться информацией с любой страной, разделяющей взгляд на иранскую угрозу.
Поэтому можно предположить, что тайные, "тихие" контакты осуществляются более-менее регулярно, так как обе страны очень опасаются иранской экспансии на Ближнем Востоке, и не без оснований. Саудовская Аравия и такие ее союзники, как ОАЭ, тоже считают ливанскую проиранскую группировку "Хизбалла" террористической. Так что основания для сотрудничества есть.
С другой стороны, отношения Израиля с любой арабской страной "спотыкаются" о палестинцев. Из-за того, что арабские государства в свое время решили выступать единым фронтом в этом вопросе — и только Египет, а за ним Иордания, нарушили это единство — очень трудно устанавливать формальные дипломатические двусторонние отношения.
Саудовская Аравия в 2002 году предложила мирную инициативу, которая предусматривает нормализацию отношений всех арабских стран с Израилем, но на таких условиях, которые не примет ни одно израильское правительство — полное отступление к границам 1967 года, права беженцев и так далее.
При этом в последнее время были публикации о том, что саудовское руководство готово значительно смягчить эти требования, и США могут поддержать новую инициативу. По некоторым признакам, саудовские власти готовят общественное мнение к признанию Израиля. Впрочем, официальных предложений еще не было, и говорить о переходе израильско-саудовских отношений в открытый режим рано.
- Как их тандем может сказаться на Иране?
С учетом вышесказанного можно отметить, что на данный момент Израиль и Саудовская Аравия, скорее всего, по тайным каналам делятся информацией и, возможно, оказывают друг другу иную помощь в борьбе с Ираном. В первую очередь, как мне кажется, сегодня это именно сотрудничество разведок.
При этом, если все же начнутся какие-то серьезные мирные переговоры и будет достигнут компромисс по палестинской проблеме, то Израиль и арабские страны смогут объединиться в реальный оборонительный союз против Ирана. Но, повторяю, до этого еще очень и очень далеко, и сегодня неизвестно, когда начнется такой диалог, сколько он продлится и к чему приведет.
Еще один важный момент — Саудовская Аравия, похоже, начала сближение с Израилем только по причине своего тяжелого положения на региональной арене. Иран в последнее время добился больших успехов в Сирии, Ливане и Ираке. В Йемене их опосредованная война носит затяжной характер. Иран всегда проводил активную самостоятельную внешнюю политику, а Саудовская Аравия долгие десятилетия в регионе действовала крайне вяло.
Только в последние годы саудовская политика активизировалась, когда стало ясно, что при Обаме США стали весьма ненадежным союзником, но вопрос, не слишком ли поздно это произошло. В Эр-Рияде это понимают, недаром кронпринц Мухаммад проводит стремительные преобразования в надежде наверстать утерянное время.