Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС
Российские, турецкие и азербайджанские СМИ активно обсуждают итоги визита президента Турции Реджепа Эрдогана в Россию и его встречи с главой РФ Владимиром Путиным в Сочи.
Большой интерес встреча президентов России и Турции вызвала также у журналистов многих других стран, что не удивительно: общение Путина и Эрдогана заняло более четырех часов, стороны обсудили самый широкий круг вопросов, и оба президента заявили в итоге, что достигнуты договоренности в самых разных сферах двустороннего сотрудничества.
Так, в официальной прессе отмечается, что Россия и Турция взаимно открывают свои рынки для товаров из страны-партнера, что достигнуты договоренности о снятии ранее существовавших ограничений на движение товаров в обе стороны, и что страны активизируют сотрудничество в таком важном направлении, как энергетика.
Очевидно, что подобные решения приблизили Турцию и Россию к формированию режима свободной торговли между двумя государствами, а в перспективе – к вовлечению Турецкой республики в более тесные экономические отношения с другими странами ЕАЭС.
Не очевидно другое: с чего это вдруг в отношениях между двумя странами случился такой прорыв? Что подтолкнуло лидеров России и Турции, образно говоря, броситься в объятия друг друга?
Чтобы ответить на этот вопрос, следует учесть, в каком геополитическом контексте прошла встреча Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана.
Напомню, что встреча двух президентов в Сочи состоялась фактически через три дня после переговоров турецкого премьера Бинали Йылдырыма и вице-президента США Майкла Пенса в Вашингтоне, закончившихся, как утверждают многие СМИ, пшиком.
Госдеп еще раз продемонстрировал свою недоговороспособность по ключевым вопросам внешней политики, включая такие чувствительные для турецкого руководства темы, как будущее "Курдистана" и судьба Сирии. Что не смогло стать сигналом для Эрдогана в пользу разворота в сторону своих ключевых региональных партнеров, включая Россию.
Владимир Путин, в свою очередь, прилетел в Сочи на встречу с президентом Турции после саммита АТЭС во Вьетнаме, в преддверии и в рамках которого произошло немало событий геополитического значения.
Полагаю, что главным таким событием стало подписание Си Цзиньпином и Дональдом Трампом Соглашения о взаимной торговле между КНР и США на сумму в более чем 250 миллиардов долларов – на условиях Китая. Данным соглашением предусмотрено, в частности, что китайские нефтехимические компании приступят к освоению богатых месторождений газа на Аляске.
В такой ситуации рейтинг российско-китайских нефтегазовых проектов заметно снизился, а вот значение проекта "Южный поток" для России резко возросло. В результате российское руководство сделало ряд серьезных уступок для турецких производителей и торговых сетей, а Турция, в свою очередь, выдала положительное заключение на отчет о воздействии на окружающую среду на последний участок "Турецкого потока" около своего берега.
Автор этих строк ранее уже писал о том, что в год 100-летия Великой русской революции в России следует обратить особое внимание на процессы, происходящие в соседнем Китае, где в текущем году по факту произойдет Великая китайская революция, после которой начнется новое и серьезное переформатирование мира.
Соглашение КНР с США о взаимной торговле на условиях Китая суть не что иное, как планетарный политический переворот. Китай, готовивший слом монополии доллара США, на днях фактически спас администрацию Трампа, отложив решающее наступление на доллар, но получив взамен углеводороды Аляски.
Таким образом, геополитическим лидером в мире буквально в эти дни стал Китай, что подтверждается не только фактом подписания названного выше соглашения с США, но также массой других событий. Этого еще не понимают в полной мере ни обыватели, ни политики в большинстве стран мира. Но это хорошо понимают Владимир Путин и Реджеп Эрдоган.
Лидеры России и Турции осознают, что во время визита Дональда Трампа в Китай на прошлой неделе (накануне саммита АТЭС) Трамп фактически подписал капитуляцию США, в то время как Китай пошел на выгодную для себя сделку с янки, отказавшись от сокрушительного удара по американской экономике в пользу ее медленного удушения.
Судьба США, таким образом, оказалась в значительной степени в руках Китая и, следовательно, Госдепу сегодня уже не до Турции, не до НАТО, и даже не до Ближнего Востока, где в бессмысленных военных конфликтах – ради прибылей крупнейших американских компаний – увязли десятки, если не сотни тысяч военнослужащих США.
Понятно, что Пентагон и американские политики будут делать вид, что ничего страшного не произошло, и что Соединенные Штаты остаются мировым лидером (в силу чего американские военные, спецслужбы и посольства продолжат свои "миссии" по обеспечению глобального доминирования США на всех возможных фронтах), однако поезд "исключительной" державы, увы, промчался мимо станции с названием "мировая гегемония".
В такой ситуации и Россия, и Турция, будучи во многом зависимыми от США экономически и политически, объективно нуждаются в переходе к принципиально новой, предельно самостоятельной внешней политике, и эта политика уже не может и не должна зависеть от Госдепа.
Не может и не должна политика стран Центральной Евразии зависеть и от Китая, все явственней и настойчивее демонстрирующего свой прагматизм и эгоизм. И Россия, и Турция нуждаются в сосредоточении власти и элит на своих собственных, национальных интересах и многократном политическом и экономическом усилении.
Самый простой способ геополитического усиления и последующего суверенного развития – укрепление всестороннего регионального партнерства между названными странами.
Россия, Азербайджан, Иран, Сирия – вот какие страны должны быть сегодня в центре внимания турецкого руководства.
А то, что накануне вылета в Сочи Эрдоган заявил о необходимости вывода из Сирии, помимо американских, еще и российских военных – это дымовая завеса, рассчитанная на собственную внутритурецкую оппозицию, негласный союз исламистов, националистов и либералов-западников, недовольных сближением Турции с Россией.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.