БАКУ, 30 окт — Sputnik, Фуад Ализаде. Коренным образом могут измениться грузопотоки в регионе с запуском маршрута Баку-Тбилиси-Карс (БТК), который соединил азербайджанскую и грузинскую железные дороги с турецкими и торжественно сдан в эксплуатацию в понедельник, 30 октября, сообщает Sputnik Азербайджан.
В Баку с участием президента Азербайджана Ильхама Алиева, первой леди Мехрибан Алиевой, турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана с супругой Эмине Эрдоган, глав правительств Казахстана, Грузии и Узбекистана Бакытжана Сагинтаева, Георгия Квирикашвили и Абдуллы Арипова, а также делегаций Таджикистана, Туркменистана и других официальных лиц прошла официальная церемония сдачи в эксплуатацию маршрута Баку-Тбилиси-Карс протяженностью 826 километров.
"Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс – исторический проект стратегического значения", — сказал президент Азербайджана Ильхам Алиев в ходе своего выступления на официальной церемонии открытия железнодорожного сообщения БТК.
С вводом в эксплуатацию БТК открывается кратчайший путь для перевозок грузов и пассажиров из Китая и Центральной Азии в направлении Турции и далее в страны Юго-Восточной Европы. Не случайно в торжественной церемонии открытия маршрута принял участие премьер Казахстана: именно из этой страны (Кокшетау) по БТК отправился первый грузовой состав с 32 контейнерами, конечным пунктом назначения которого служит станция Мерсин (Турция). Тем самым, Казахстан делает ставку на значительные объемы транзита грузов в направлении Турции.
Привлекательность БТК для перевозки грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту (ТМТМ) возникает благодаря таким составляющим, как снижение себестоимости перевозки грузов, время нахождения в пути и безопасность транспортировки. С вводом в строй Баку-Тбилиси-Карс из ТМТМ исключается необходимость перевозок морским путем — из грузинских в турецкие черноморские порты.
Иными словами, исключаются и дополнительные транспортные расходы на морские паромные перевозки, а также портовые сборы. Это обещает привлечь внимание отправителей грузов по ТМТМ, и заметно повысит привлекательность маршрута в сравнении с другими.
БТК – коммерческий проект, а не политическая авантюра
Противники строительства 98-километрового участка железной дороги между турецким Карсом и грузинской станцией Ахалкалаки называли проект дорогостоящей политической авантюрой руководства Турции и Азербайджана, которая нацелена на дальнейшую изоляцию Армении.
Отметим, что строительство данного участка продолжалось порядка десяти лет и обошлось, по некоторым данным, в полтора миллиарда долларов. Однако в результате двум постсоветским республикам — Азербайджану и Грузии — удалось напрямую соединить свои железные дороги с Турцией, и востребованность маршрута подтверждает правильность принятого решения.
В контексте упомянутого обвинения в "изоляции" следует упомянуть, что руководство Европейского союза и представители международных финансовых институтов предприняли меры к тому, чтобы перекрыть доступ трех стран БТК к финансовым ресурсам, что в немалой степени послужило причиной задержки сроков. Однако, в первую очередь именно структурам Евросоюза следует объяснить, почему их посреднические усилия по решению Нагорно-Карабахского конфликта до сих пор не дали результатов и, соответственно, на протяжении последних 25 лет перекрыто железнодорожное сообщение Гюмри (Армения) – Карс (Турция).
Ввод в строй БТК окажет заметное влияние не только на увеличение объемов перевозки транзитных грузов, но и даст толчок развитию восточных районов в Турции и юго-западного региона Грузии. А непосредственно Азербайджану запуск БТК позволит стать региональным транспортным хабом, который будет способствовать перевозкам грузов не только в направлении Запад-Восток, но и Запад-Юг и Запад-Север.
Транспортировка грузов по БТК выгодна России
Реализацию со стороны Баку данного железнодорожного проекта некоторые силы хотят преподнести как недружественный шаг по отношению к России в виде создания альтернативного маршрута для перетягивания на себя транзита грузов из Китая.
Здесь стоит отметить, что в данном вопросе противопоставлять Россию и Азербайджан не стоит, так как, создавая привлекательные сухопутные маршруты для транзита грузов из Китая в Европу, обе страны прилагают усилия к тому, чтобы доказать большую эффективность сухопутных маршрутов по сравнению с морскими, и естественно, ведут взаимную конкуренцию.
В то же время начало работы БТК позволит заметно снизить расходы на поставки российского зерна, леса и других товаров в направлении Турции и Юго-Восточной Европы. Более того, загруженные товарами из Поволжья и Урала железнодорожные составы через БТК могут выйти напрямую на турецкие порты в Средиземном море и далее в страны Африки. Иными словами, российские грузы в новом формате логистики получат прямой выход на 80-миллионный рынок Турции.
Кстати, и Турция те же томаты или иную плодоовощную продукцию сможет переправлять в Россию вместо комбинированных мультимодальных перевозок (железная дорога – морские суда – железная дорога), по прямому пути.
Впрочем, руководство России, скорее всего, примет участие в открытии другого трансграничного железнодорожного маршрута, проходящего в направлении Ирана в рамках международного коридора "Север-Юг". Руководство Азербайджана на днях уже одобрило выделение Ирану кредита в полмиллиарда долларов на строительство на иранской территории железнодорожной ветки Астара-Решт, которая обеспечит выход российской и азербайджанской железных дорог к иранской сети.
Маршрут БТК проходит через Бакинский международный порт в Аляте, откуда грузы по новому маршруту будут транспортироваться в направлении: севера (Россия и скандинавские страны); юга (Иран и его порты в Персидском заливе и Пакистан); востока (порты Казахстана и Туркменистана в направлении Китая и Афганистана).
С начала эксплуатации БТК на первом этапе предполагается перевозить один миллион пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов, на втором этапе объем грузоперевозок может достигнуть 17 миллионов тонн и двух миллионов пассажиров в год.