БАКУ, 6 ноя — Sputnik, Тарана Худабахшиева. Ровно полвека назад в Баку открылся метрополитен. Первый поезд в бакинском метро был запущен 6 ноября 1967 года. Метрополитен в Баку стал в бывшем Советском Союзе пятым по счету — после Москвы, Ленинграда, Киева и Тбилиси. На сегодня в столичной подземке, общей протяженностью линий почти 37 километров, функционирует 25 станций.
Рабочий день сотрудников метро начинается в шесть часов утра и продолжается до полуночи. Но работа в метро не останавливается ни на минуту. Ночью группы ремонтников проверяют оборудование и технику на предмет возможных неполадок и занимаются их устранением.
Машинист Аббас Аббасов вот уже девятый год проводит большую часть времени в темных туннелях метрополитена. В интервью Sputnik Азербайджан машинист рассказал об особенностях своей любимой работы, поделившись интересными историями, связанными с метро.
- Не трудно работать в метрополитене?
– Я работаю в метро с 2008 года. Восемь месяцев поработал в депо, потом сдал экзамен и стал помощником машиниста. Проработав некоторое время, я опять сдал экзамены и стал машинистом. Мне нравится моя работа, поэтому она не кажется трудной.
- А откуда такая любовь к поездам?
– Я с детства хотел уметь управлять поездами, поэтому и выбрал эту профессию. И не жалею об этом. Управление поездами метро не сравнить с автомобилями. Вот простой пример — в машине есть руль, а поезд управляется без руля. В то же время способы управления также разные.
- Вы не устаете часами ездить один под землей в темноте по одному и тому же маршруту?
– В первое время я работал с помощником и не скучал. Было хотя бы с кем поговорить. Потом я стал водить один. Признаюсь, в первое время мне непросто было работать одному, но затем привык.
- А какие-то внештатные ситуации у вас случались?
– Несколько раз поезд на станции не заводился, то есть случались технические неполадки. Но мы своевременно с ними справлялись.
- А были ли случаи, когда в вашу смену человек случайно или намеренно падал на рельсы?
– Когда я водил поезд, никто под него не бросался. Но вообще в метро такие случаи, пусть и единичные, но были.
- А как насчет интересных или даже забавных случаев?
– В вагонах есть кнопки связи с машинистами. Часто попадаются пассажиры, которые нажимают на эти кнопки просто так, ради забавы. Один нажал на кнопку и говорит: "Принеси-ка оттуда чай-кофе", другой: "Включи кондиционер". Бывают и такие, кто ругается матом. Мы, конечно же, на них не реагируем.
(Во время интервью мы сами стали свидетелями такого случая. Так, пока поезд двигался, какие-то, судя по голосам, маленькие дети нажали на кнопку и сказали: "Езжай быстрее". Машинист только ответил: "Не играйтесь с кнопкой", а нам сказал, что такое случается очень часто – авт.).
Или вот другой случай. В новых поездах существует функция – двери поездов дважды автоматически открываются и закрываются, прежде чем окончательно закрыться на третий раз. Так вот, пока он открывались и закрывались, несколько молодых людей смогли проскочить в вагон. Одна женщина попыталась сделать то же самое, но когда двери автоматически закрылись, она застряла в них. Я, конечно же, открыл ей двери. На следующей остановке женщина подошла к кабине машиниста и начала возмущаться: "Не стыдно тебе, взрослый человек, другим двери открываешь, а мне — нет".
Вообще, такие забавные ситуации случаются часто. Например, на платформе стоят большие зеркала – для заднего обзора. Но молодые люди часто любуются в них на себя. Нашей работе это, пусть немного, но все же мешает. Тем не менее, мы им все равно ничего не говорим…