БАКУ, 3 окт — Sputnik. На станции метро "Низами" бакинской "подземки" завершилась реставрация уникальных мозаик по мотивам произведений Низами Гянджеви. Об этом Sputnik Азербайджан сообщил пресс-секретарь ЗАО "Бакинский метрополитен" Насими Пашаев.
Станция "Низами" была сдана в эксплуатацию еще в декабре 1976 года. Она располагается на геологически сложном рельефе. В связи с этим в последующие 40 лет под воздействием агрессивной среды сооружения станции, конструкции и декоративно-архитектурные элементы, а также оборудование подверглись эрозии и пришли в полную непригодность.
Помимо этого, из-за неэффективной вентиляции в конструкциях начались разрушительные процессы. Поэтому, по словам Пашаева, в первую очередь была отремонтирована вентиляционная система, а затем укреплена платформа станции.
За несколько десятков лет полностью устарела и облицовка, поскольку сроки эксплуатации плитки составляют около 20 лет. Также давно изжили себя металлические опорные конструкции, а легендарная мозаика утратила многие элементы.
На станции по мотивам произведения Низами Гянджеви "Хамсе" ("Пятерицы") имеется 18 панно. Для реставрационных работ были приглашены специалисты: по мозаичным изображениям — Зохраб Джаббаров, по керамике — Эльчин Джаббаров и по мрамору — Низами Велиев.
Реставрация осуществлялась в несколько этапов. Громоздкие панно были отодвинуты от стены на несколько метров, после чего был удален старый изоляционный слой и заменен слоем силикона, изолатекса и керамического цемента. В свою очередь, специалисты нанесли на мозаику слой укрепляющего вещества, чтобы уберечь ее от дальнейшего разрушения.
Представитель метрополитена рассказал, что данная станция метро подвергнется также основательному ремонту. Запланирован ремонт вестибюля, а также замена эскалаторов. Кстати, сроки эксплуатации эскалаторов завершатся только к 2025 году.
Между тем, надо сказать, что еще в 2016 году станция Бакинского метрополитена "Низами" попала в пятерку рейтинга самых красивых станций метро мира.
Это последняя станция первой очереди Бакинского метрополитена. Станция глубокого заложения, оборудована эскалаторами. Расположена она рядом с памятником Освобожденной женщине Востока. Облицовка внешней части вестибюля, как бы встроенного в жилой квартал, окаймлена внизу карнизом из легких алюминиевых листов. В оформлении внутренней части применены лучшие образцы национальной архитектуры.