Чуть меньше месяца прошло после выборов, а граждане Германии уже задаются вопросом: когда же Ангела Меркель станет новым-старым канцлером. Однако не все так просто и даже сама главная "фрау" признавала, что полностью формирование правительства может завершиться в лучшем случае к концу года. Такого в Германии доселе не было.
Тут нечему удивляться, старушка Европа меняется, меняется Германия и эти выборы для партии Меркель прошли с большим буксованием. И теперь ХДС вынуждена кооперироваться с теми, чья политика разнится с политикой ХДС. Итак, Германия столкнулась с новыми для себя политическими процессами. Речь идет о создании коалиции с участием столь различных политических сил и о сильно ослабленной недоверием избирателей личности канцлера Ангелы Меркель.
Почему же переговоры были перенесены более чем на три недели после федеральных выборов? Это было обусловлено обострившейся политической ситуацией и ожиданием результатов земельных выборов в Нижней Саксонии. Надо сказать, что и на этот раз партия Ангелы Меркель ХДС получила ощутимый удар. Кроме этого, в ходе выборов понесли потери и "зеленые", с которыми Меркель обсуждает будущую коалицию. В Саксонии лучшие позиции показала партия Мартина Шульца, а ХДС — самый низкий уровень голосов за всю историю выборов в этом регионе.
Однако Ангела Меркель, пока еще действующий канцлер, не рассматривает итоги выборов в Нижней Саксонии как фактор, ослабляющий позиции альянса ХДС/ХСС на предварительных переговорах о формировании правительства ФРГ. По оценкам Меркель, переговоры займут несколько недель. На 20 октября запланирована совместная встреча всех заинтересованных сторон, где должен окончательно решиться вопрос о новой коалиции.
Какими же будут основные темы переговоров, ведь речь не о том, чтобы просто кооперироваться, должны быть единые цели. Естественно, главной партийной программой будет достижение согласия о миграционной политике.
Как известно, и "зеленые", и либералы требуют в этой связи принятия специального миграционного закона. Пока разногласия упираются в проблему воссоединения семей беженцев на территории Германии и признания стран Магриба "устойчивыми в экономическом и политическом плане", что повлечет высылку из Германии мигрантов из Марокко и Алжира, которые въехали в страну с другими беженцами через Средиземное море.
Конечно, верхний предел приема мигрантов остается спорным пунктом и между ХДС и ХСС, и между "зелеными" и другими участниками коалиции. Христианско-демократические политики в подтверждение своей позиции по ограничению приема беженцев любят при этом повторять слова бывшего немецкого президента Йоахима Гаука, что, мол, у немцев "большое сердце, но ограниченные возможности".
Не менее важной, возможно и скандальной, будет тема министерских портфелей. Споры уже начались еще до переговоров.
Как отмечает германская пресса, свободные демократы серьезно претендуют на пост федерального министра финансов, который ХДС хотели бы оставить за собой. Лидер СвДП Кристиан Линднер свое намерение лично занять этот пост мотивирует тем, что Германия должна проводить самостоятельную финансовую политику, а "не политику, являющуюся продолжением линии Всемирного банка".
Поэтому ХДС/ХСС, дабы не мешать все проблемы в кучу сперва встречаются с либералами, затем с "зелеными". Причина известна: дело в том, что либералы и "зеленые" уже успели встретиться и поделить основной кусок пирога — министром финансов должен стать Кристиан Линднер (СвДП), а министром иностранных дел – немец турецкого происхождения Джем Оздемир от "зеленых".
Достижению коалиции успеха может помешать и один из руководящих деятелей "зеленых" Юрген Триттин, известный своими левыми взглядами, и который примет участие в переговорах. Этот политик после выборов в Австрии, где оглушительно победил молодой Себастьян Курц, предупредил христианские партии не смещаться вправо. Это он обосновывает тем, что в настроениях ХДС/ХСС есть элементы ухода вправо. Именно подобные разночтения среди участников предстоящих переговоров и побудили либерала Кубитски оценить успех создания будущей трехцветной коалиции в 50%.
Скорее всего, Кубитски слишком оптимистичен. Ведь ясно, что в нынешней ситуации, даже вновь став канцлером, Ангеле Меркель придется пересматривать свою позицию в отношении многих вопросов. Потому что разночтения во многих вопросах будут не только с остальными партиями, не вошедшими в коалицию, а и внутри коалиции. С другой стороны, Ангеле Меркель, как бывшему негласному лидеру Евросоюза, будет сложно проводить свою внешнюю политику в рамках ЕС, ей придется больше заниматься внутренними вопросами.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.