Александра Зуева, Sputnik Азербайджан
Лидер консервативной Народной партии Австрии Себастьян Курц в скором времени может занять место канцлера и стать самым молодым главой правительства в мире. Но для Азербайджана он интересен еще и тем, что Австрия в 2017 году председательствует в ОБСЕ. О том, что это за политик и как председательство его страны может сказаться на карабахском конфликте, Sputnik Азербайджан поинтересовался у политолога Павла Клачкова.
— Что за политическая фигура – Себастьян Курц?
— Я не исключаю, что могут возникнуть противоречия у Курца во главе австрийского правительства и Европейского союза. Некие возможности дальнейшего раскола тут есть.
Но при этом, возможно, мы будем наблюдать потепление в отношениях Австрии с Россией. А вот что до надежд украинских властей на то, что им удастся наладить отношения с Курцем – то здесь, я считаю, они рано радуются.
На мой взгляд, сейчас есть такой тренд – украиноскептики. Они все больше начинают доминировать в европейской политике. И вряд ли Курц будет игнорировать этот тренд. Вряд ли он пойдет против этого, основного на данный момент, веяния о том, что дружба с Украиной — это не всегда правильно.
С другой стороны, у Курца есть достаточно хороший дипломатический опыт. Он в свое время занимался организацией переговоров по иранской ядерной программе в Вене в 2015 году. И тогда эти переговоры прошли достаточно успешно.
Он вложил свой вклад в создание благоприятной дипломатической атмосферы в Австрии. Австрия, благодаря не в последнюю очередь Курцу, стала восприниматься в мире как место, где можно договариваться, решать важные вопросы.
Кроме этого, он занимался вопросами расширения Европейского союза на Западные Балканы, взаимоотношениями Украины и России. Он также прославился в ситуации с мигрантами, где занимал весьма жесткую позицию.
Как председатель ОБСЕ в январе 2017 года он посещал так называемую зону АТО. Но сами же украинские аналитики и специалисты говорят о двойственной позиции Курца. Так как он при всем этом также выступает против санкций в отношении России и вряд ли будет останавливать австрийское участие в проекте "Северный поток".
— Может ли отразиться его возможный приход к власти в Австрии и председательство этой страны в ОБСЕ на карабахском конфликте?
— Эта проблема находится в настолько вязком вялотекущем состоянии, что качнуться может в любую сторону.
Конечно, желательно, чтобы пошла уже тенденция к освобождению ряда районов, прилегающих к Нагорному Карабаху и передача их Азербайджану. Мне кажется, это было бы правильно. Это был бы конкретный верный эффективный шаг к урегулированию конфликта.
Но насколько значительной в этом урегулировании будет роль Австрии? Неизвестно. В карабахском вопросе переплетение разных сил. Это и зона интересов России и Запада в целом, где все-таки доминируют США, а не Европа, которая часто прислушивается к мнению американцев.
Европейцам больше важно знать, какой позиции достигнут Россия и США в том, чтобы сбалансировать свои геополитические интересы на Южном Кавказе.
Объективно, карабахский конфликт существует не сам по себе. Он существует в общем клубке геополитических влияний Запада, России и ряда других стран.
Даже прошедшая на днях встреча президентов Азербайджана и Армении в Женеве – она оставила больше вопросов, чем ответов.