Алексей Синицын, главный эксперт Американо-Азербайджанского фонда содействия прогрессу
Вы не видите жутковатую символику в том, что операция по блокированию полицейскими подразделениями Гражданской гвардии официальных учреждений и избирательных участков в Каталонии получила название "Анубис"?
Анубис, как известно — египетское божество с головой шакала и телом человека, проводник в царство мертвых. Это похоже на игру подсознания испанских властей, которые понимают, что фрагментацию Испании уже не остановить.
Впрочем, почему только Испании? Бывший генсек ООН Пан Ги Мун однажды заметил, что в мире существует не менее двухсот "микронационализмов", которые грозят перерасти в настоящие конфликты.
С таким "микронационализмом" столкнулись не только страны "третьего мира" — Ирак, Сирия, Ливия и прочие, но и некогда благополучная Европа. С политической карты мира навсегда исчезла Югославия, трещит по швам "370-летний союз Шотландии с Англией, который и создал Соединенное Королевство".
Не только Каталония, но уже и Страна басков готова уйти из-под властной руки испанских Бурбонов. О выходе своего острова из-под юрисдикции Франции мечтают диссиденты-корсиканцы, от франкоязычной Валлонии готовы отделиться богатые фламандцы, Венеция хочет независимости от Италии.
И совсем невообразимо то, что функционеры из Христианско-социального союза — союзники фрау Меркель — безальтернативно правящие в Баварии, молчаливо поддерживают самодовольных бюргеров, предлагающих "перестать кормить Берлин". И это далеко не все примеры, иллюстрирующие разгул центробежных сил в Старом Свете.
История обладает способностью воспроизводить себя множество раз и "закон бумеранга" в геополитике тоже никто не отменял. Сегодня самое время вспомнить, что разрушение национальных границ в Европе в формате откровенной ревизии Хельсинкского Акта 1975 года началось с "движения за присоединение" Нагорного Карабаха к Армении, так называемого "Миацума".
Тогда, почти 30 лет назад, армянских сепаратистов полностью поддержал "коллективный Запад", назвав их движение "преодолением последствий сталинской национальной политики".
Так что, с "микронационализмом", о котором говорил Пан Ги Мун, Азербайджан столкнулся первым из постсоветских республик, и это привело к настоящей кровопролитной войне.
Сейчас европейская либеральная пресса утверждает, что Каталония "борется с последствиями франкизма". Европейское общество, столь склонное к болезненному саморазрушению, пока не имеет более или менее солидарной политики по каталонскому референдуму.
Но европейские лидеры, конечно, сделают все, чтобы поддержать правительство Испании, которая в случае ухода Каталонии потеряет до 19% своего ВВП и 26% экспорта.
И, вообще, сепаратистский демарш Барселоны может стать детонатором геополитического взрыва, который если не похоронит, то наверняка деформирует всю структуру Евросоюза. Но тогда европейцам надо быть последовательными и в своей восточной политике.
Помнится, как будучи в Баку бывший комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства Штефан Фюле заявлял, что было бы неправильным проводить параллели между нагорно-карабахским конфликтом и другими подобными кризисами на постсоветском пространстве.
Надо полагать, что эту точку зрения разделяет и нынешний еврокомиссар Йоханнес Хан, который, настойчиво продвигая новое соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Ереваном и ЕС, громогласно заявляет, что "в интересах Евросоюза иметь сильную стабильную Армению". Но ведь речь идет о стране-агрессоре, которая оккупировала 20% территории Азербайджана, а сейчас еще и дестабилизирует общественно-политическую ситуацию в Грузии.
В докладе Национального совета по разведке (США) "Глобальные тенденции — 2030. Альтернативные миры" делались непрозрачные намеки на то, что Европа будет постепенно превращаться в малопредсказуемого игрока. Одной из причин этого называлось противоречие между процессами интеграции и фрагментации, которые захлестнули Старый Свет. Европа с этим противоречием не справляется. Боюсь, что авторы доклада правы.
Каталония не получит независимости по принципу "здесь и сейчас". Так же, как и Шотландия или бельгийская Фландрия. Но процесс распада национальных государств Европы, очевидно, не остановить. Если только, памятуя о "законе бумеранга", Брюссель не откажется от политики пресловутых двойных стандартов, не перестанет мириться с фактом существования "непризнанных государств" на Европейском континенте и не признает примат принципа нерушимости границ над излишне вольно трактуемым принципом "самоопределения наций".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.