БАКУ, 2 окт — Sputnik, Ирада Джалиль. До 2020 года все средние школы Азербайджана должны перейти на систему самофинансирования. Об этом заявила на днях директор Управления образования города Баку Махаббат Велиева.
В частности, она отметила, что данная система предусмотрена Государственной стратегией развития образования: "Финансирование играет большую роль в управлении школами. Мы пока не перешли на систему самофинансирования школ, но до 2020 года этот процесс должен быть завершен".
Высказывание Велиевой вызвало широкий общественный резонанс. Вслед за этим Управление образования выступило с еще одним заявлением, в котором пояснило, что самофинансирование вовсе не означает, что образование станет платным. Речь идет о том, что в соответствии с мировым опытом финансирование образовательных учреждений будет рассчитываться по числу учеников.
Тем не менее, пользователи соцсетей продолжали негодовать — многие решили, что школы станут финансироваться за счет средств родителей. Следует отметить, что в статье 42 Конституции Азербайджана прописано, что государство обеспечивает каждого своего гражданина правом на бесплатное, общее, обязательное среднее образование.
Эксперт Кямран Асадов, комментируя проблему для Sputnik Азербайджан, также прежде всего напомнил, что образование в стране бесплатное. По его словам, самофинансирование не значит, что дети будут учиться за счет родителей. Речь идет о другой форме финансирования.
"В настоящее время только в Баку функционирует более 700 подготовительных курсов, учебных центров и не менее десяти тысяч частных репетиторов. Они ниоткуда не финансируются, и взамен оказываемых услуг получают прибыль и оплачивают текущие расходы. Каждая школа имеет законное основание получать хорошую прибыль", — сказал эксперт.
По его словам, здание школ, их инфраструктуру можно широко использовать после занятий. Школы могут организовывать кружки, секции – танцев, шахмат и прочее, кроме того, участвовать во всевозможных проектах, тендерах, конкурсах, и тем самым зарабатывать, увеличивать свои доходы. По словам эксперта, в 2011 году Кабинет министров АР в связи с этим уже подготовил соответствующую законодательную базу.
В свою очередь, эксперт в сфере образования Набатали Гуламоглу отметил, что по закону образование в стране делится на государственное, частное и муниципальное, при этом последнее существует только на бумаге.
По его словам, существует план преобразований в сфере образования, но реформы проводятся не по плану. Суть реформ заключается в том, чтобы государственным и частным учреждениям образования уделялось равное внимание, и тем и другим выделялись средства, создавались условия для интеграции между ними.
"Это основа образования. Но государственный сектор сегодня в мертвом состоянии. Педагоги знают, что государство уже выделило деньги, они заходят в классы, а толку никакого. А вот в частном секторе наблюдается оживление", — отметил он.
Там, где существует взаимозависимость между финансами и образованием, образование развивается, продолжил эксперт. В государственных школах этого не существует, а значит, об их развитии не может быть и речи: "В государственном секторе нет конкуренции. Они (педагоги — ред.) знают, что получат свои деньги вне зависимости от того, научат чему-то или нет".
По мнению Гуламоглу, самофинансирование в системе образования означает независимость образовательных учреждений: "В этой ситуации повысится интерес к тем школам, которые смогут лучше проявить себя, где большее число выпускников поступили в вузы. Родители будут стараться устроить своих детей в такие школы. По мере роста обращений в школы, будет расти цена за обучение, родители будут вынуждены платить за образование еще больше".
Однако он отметил, что до конца не понял, что значит "самофинансирование", о котором говорила Велиева, ведь образование в Азербайджане — бесплатное. При этом эксперт добавил, что лучше всего спросить саму Велиеву, что именно она имела в виду.
Отметим, что руководитель пресс-службы министерства образования Джасарат Валехов отказался комментировать для Sputnik Азербайджан высказывания руководителя структуры, подотчетной ведомству.